По этому проекту закона, для идентификации, украинских абонентов могут заставить приходить в центры обслуживания операторов с личными документами. Такое решение может лишить многих граждан возможности пользования мобильной связью, ведь в законопроекте не указано, каким образом неидентифицированные клиенты могу ее использовать.

Более того, проект предлагает создать базу, в которую будут заноситься все IMEI-коды мобильных устройств. Госспецсвязи утверждает, что подобные изменения позитивно скажутся на кибер и террористической безопасности внутри страны. «Минфин» расспросил «большую тройку» украинских операторов, что они думают по поводу законопроекта и его противоречивых «моментах». 

Советник по регуляторным вопросам Киевстар Максим Савченко

Законопроект разработан с целью повышения национальной безопасности путем идентификации абонентов и уменьшения анонимности при террористических, криминальных и национальных угрозах. 

Проект закона уже размещен на сайте Госслужбы специальной связи и защиты информации и он доступен для общественного обсуждения. Конечная дата подачи замечаний прошла 18 августа. Теперь проект должны доработать, а КМУ —  должен его одобрить. После этого его внесут на рассмотрение Комитета информатизации Верховной Рады. Когда это произойдет — точной даты нет.

Киевстар, как и вся телеком отрасль не поддерживает законопроект в нынешней редакции. Министерство юстиции также выступает против законопроекта. Принятие проекта в нынешней редакции может привести к потере доступа к жизненно необходимым услугам для социально незащищённых слоёв населения. Для операторов – это громадные затраты на реорганизацию систем продаж и процесс регистрации.

Среди наших главных замечаний:

  • Законопроект не учитывает правовой статус и порядок предоставления услуг абонентам, которые не зарегистрированы, но уже пользуются услугами мобильной связи;
  • Проект не устанавливает сроки регистрации существующих абонентов, которые используют мобильную связь без идентификации;
  • Законопроект возобновляет введение базы IMEI, хотя согласно п. 100 Плана дерегуляции хозяйственной деятельность, утвержденного КМУ, функционирование подобной автоматической базы отменяется;

Хотя регистрация дает абонентам преимущества, например, они могут обезопасить свой номер телефона от кражи, нужно отметить, что 90% абонентов предпочитают анонимное обслуживание. Это необходимо учитывать.

При этом, по законопроекту, для идентификации абонент должен прийти в центр обслуживания оператора с паспортом. Не все это могут сделать, в частности, жители сел, где нет центров обслуживания или люди с ограниченным физическими способностями. Ассоциация GSMA, в своих рекомендация, обращает особое внимание на это наших национальных законодателей и регуляторов.

Операторам необходим длительный переходной период, чтобы перестроить систему продаж, найти решение, которое устроит интересы и права добросовестных клиентов, выбравших неидентифицированное пользование связью. Быстрые и непродуманные решения в этих вопросах могут вызвать недовольство граждан, привести к новым правовым коллизиям и нарушению прав добросовестных клиентов.

Вообще, на суть проблемы нужно смотреть не с позиции «есть ли такое в других странах», а «как такая идентификация там проводилась?». Осуществлялась ли регистрация постепенно, в процессе «жизненного цикла» абонента, или в директивном порядке. В Польше или Пакистане, например, такая регистрация привела к потере 20% абонентской базы на определённое время.

Что касается госбезопасности и криминогенной обстановки – это сфера компетенции соответствующих органов. Приведу только один пример: Мексика, введя обязательную регистрацию абонентов мобильной связи, отменила её через два года, поскольку такой механизм не повлиял на понижение уровня криминала, а, наоборот — повысил уровень краж мобильных терминалов.

Пресс-служба Vodafone

Регистрация абонентов с использованием какого-либо надежного идентификатора — электронной цифровой подписи, Bank ID или Mobile ID – это затратный, но правильный процесс. Он позволит развиваться, например, мобильной коммерции, электронному самоуправлению.

Как в любом начинании есть, безусловно и риски. Самый главный риск — это то, что часть абонентов, которые не успеют зарегистрироваться, могут остаться — согласно законопроекту — без услуг связи.

В истории телекоммуникаций уже есть подобные прецеденты. Так, несколько лет назад около 10% мобильных абонентов Казахстана, которые не успели зарегистрироваться в отведенный срок, остались без услуг связи в результате введения обязательной регистрации.

Главное в этом процессе для нас, как для оператора — чтобы были соблюдены интересы наших клиентов. Поэтому разумным решением здесь было бы соблюдение достаточного для регистрации всех абонентов переходного периода.

Для создания системы электронной регистрации нам необходим год с момента утверждения таких изменений — это касается организации процесса регистрации новых абонентов. Учитывая большое количество клиентов компании — их у Vodafone 20,9 млн - для того, чтобы зарегистрировать существующих абонентов, нужно будет ориентировочно два года. Также важна разъяснительная кампания.

Сегодня более 90% мобильных абонентов предоплаченной связи, что не предусматривает хранение данных абонента оператором. Большинство из них делают это для того, чтобы сохранять анонимность. Таким абонентам важно будет видеть преимущества, которые они получат после регистрации.

При этом необходимо понимать, что у каждой страны свой путь. Где-то внедрена обязательная регистрация, например, в Италии, Венгрии, где-то - ее нет. Вопросы по поводу безопасности стоит задавать соответствующим госорганам.

Начальник департамента регуляторных отношений и стратегий Lifecell Наталия Давиденко

В Украине все чаще встает вопрос об общей регистрации обезличенных потребителей телекоммуникационных услуг для обеспечения национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Как показывает практика большинства стран, введение обязательной регистрации абонентов положительно отражается на облегчении доступа к электронным правительственным услугам, улучшает возможность ведения мобильной коммерции, а также поддерживает правительственные программы финансового учета.

Кроме того, самое главное, на наш взгляд, регистрация облегчает процесс смены оператора мобильной связи потребителями в процессе переноса абонентского номера (MNP).

Мы считаем, что государство просто обязано доносить обществу необходимость и позитивный эффект от внедрения идентификации. Также стоит отметить, что проводить регистрацию согласно текущей процедуре будет достаточно сложно – этот процесс будет длительным и достаточно дорогостоящим для операторов, так как требует личного визита абонента с паспортом в магазин оператора.

Этот процесс можно упростить и ускорить с помощью современных цифровых технологий, позволив абоненту проходить процедуру регистрации и идентификации удаленно, например, с помощью такого инструмента как BankID.