«Минфин» решил спросить у финансистов, как такое послабление от НБУ может отразиться на валютном рынке.
«Это новшество призвано облегчить сглаживание курсовых колебаний на рынке за счет более активной скупки излишков валютной выручки на МВРУ крупными банками», — поясняет ведущий эксперт сектора продаж казначейских продуктов АО «ОТП Банк» Никита Мишаков.
«Планируемое увеличение предельного объёма покупки инвалюты с 0,5% до 1% от регулятивного капитала в течение дня позитивно повлияет на банки, которые имеют короткую позицию по валюте. Оно также даст возможность банкам проводить спекулятивные операции с большими объёмами. По нашим расчетам, это приведёт к увеличению операций на межбанке на 10%-20% от действующих торгов», — полагает директор департамента Казначейства ПАО «Идея Банк» Ярослав Кабин.
Заместитель директора департамента казначейства и международного бизнеса Банка Пивденный Олег Ропяк считает, что решение НБУ создаст дополнительные возможности для банков более адекватно и оперативно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, более гибко управлять своей валютной позицией. «С точки зрения влияния на курс, это не окажет какого-либо заметного воздействия, разве что локально в моменте. Если говорить глобально, то подобное послабление добавит рынку стабильности, поскольку банкам будет проще играть не только от покупки, но и от продажи, ожидая снижения, тем самым давая рынку самому, без участия регулятора, выкупать излишнее предложение или гасить спрос», — прогнозирует банкир.
По мнению начальника отдела валютных операций Forward Bank Анны Танцюры, такое решение НБУ станет логичным шагом в рамках дерегуляции валютного рынка.
«В свое время эта мера вводилась с целью ограничения резких колебаний курса гривны. Помимо соблюдения общего норматива открытой валютной позиции, банки должны были следить и за ежедневным сальдо между покупкой и продажей валюты. В феврале 2017 года этот «кризисный» барьер отпустили до 0,5% от регулятивного капитала. Банкам стало проще управлять валютной позицией в течение дня. Повышение ежедневного норматива совпало с открытием возможности менять наличные курсы в течение дня. Это стимулировало оживление наличного банковского бизнеса и переход клиентов из обменок в кассы финучреждений», — рассказывает она.
По мнению Танцюры, дальнейшее повышение ежедневного ограничителя, безусловно, даст больше свободы банкам. Но с учетом существования общего норматива валютной позиции (длинная позиция — 1% и короткая позиция — 10%), это нововведение не приведет к открытию крупных спекулятивных позиций и в целом мало отразится на банковском бизнесе.