Национальный совет реформ еще 25 октября 2016 года утвердил решение о введении этого налога вместо действующего налога на прибыль с 1 января 2018. Но только в марте 2017-го в Минфине начала работу группа по наработке проекта соответствующего закона.
Формально он должен был быть принят до 1 июля 2017 года, за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода.
Но, после множества концепций и презентаций Минфин только обнародовал законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налога на выведенный капитал» (дата принятия 20.06.2017 г.) для обсуждения широкими массами.
В положениях и нюансах законопроекта о налоге на выведенный капитал, разбирался «Минфин».
Так, законопроектом ппредлагается вместо ныне действующей ставки налога на прибыль в 18 % ввести ставку в 15 % с операций по выводу капитала напрямую собственникам (дивиденды и прочие прямые выплаты в денежной и натуральной форме, даже если они не оформлены как дивиденды). А также 20 % – с операций, которые приравниваются к выводу капитала, и для доначислений.
Не секрет, что налог на выведенный капитал главным образом касается выплаты дивидендов.
То есть, предприятиям предлагается не маскировать вывод капитала под различные проценты и роялти офшорным нерезидентам (ставка в таком случае будет 20 %) а официально выплачивать дивиденды и облагать по ставке 15 %.
Методы стимулирования бизнеса
Налог на выведенный капитал предполагает взимание налога при выплате дивидендов, платежах в офшорные зоны, выплате процентов нерезидентам, а при определенных условиях делает прямым объектом налогообложения часть выплат пассивных доходов.
Например, предлагается ограничить выплаты роялти по правилам ограничения 6 % от чистого дохода, полученного за прошлый год. Размер перечислений на благотворительность также ограничивается 0,5 % от дохода прошлого года.
Есть конечный перечень операций, подлежащих налогообложению. Именно сужение контроля до операций только между плательщиками налога на выведенный капитал и неплательщиками, по мнению авторов законопроекта, позволит успешно реформировать ГФС и сократить репрессивный аппарат.
НДС
Контроль за операциями вывода капитала из страны, по идее, должен создать равные условия налогообложения для всех плательщиков. Считается, что после замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал бизнес перестанет использовать разного рода схемы и полностью выйдет из «тени».
Налог на выведенный капитал существенно упростит общую систему налогообложения и отпадет потребность в упрощенной системе налогообложения как таковой.
Но вырисовывается проблема с уплатой НДС. Ведь нынешняя 3-я группа единого налога со ставкой 5% без НДС – это единственный выход для бизнеса в сфере услуг, консалтинга и ИТ, где НДС превращается в 20 % с оборота из-за отсутствия входящего налога.
Поэтому в дополнение к налогу на выведенный капитал предлагается изменить норму об обязательной регистрации плательщиком НДС. Поднятие планки «для обязательной регистрации плательщиком НДС» до уровня 1600 минимальных заработных плат (в 2017 году эта сумма составила бы 5120000 грн, понятно что в 2018 году она меньше не будет), то есть предельного уровня годового дохода упрощенцев третьей группы (5000000 грн) создаст условия для спокойного, а не вынужденного перехода упрощенцев на общую систему налогообложения.
Подытожим, налогом на выведенный капитал будут облагаться только те денежные средства, которые выводятся из бизнеса. В то же время средства, которые реинвестируются в бизнес и прибыль, которая остается в обороте предприятий, не облагаются.
К операциям по выведению капитала относятся:
а) выплата дивидендов неплательщику;
б) выплата в денежной форме и/или отличной от денежной форме по возврату (выплате) взносов владельцу корпоративных прав;
в) выплата в денежной форме и/или отличной от денежной форме, которая осуществляется государственным некорпоратизированным, казенным или коммунальным предприятием в пользу, соответственно, государства или органа местного самоуправления в связи с направлением части чистой прибыли данного предприятия.
Базой налогообложения будетденежное выражение объекта налогообложения. При осуществлении операций, являющихся объектом налогообложения, в форме, отличной от денежной, базой налогообложения является стоимость такой выплаты, определенная на уровне обычной цены.
Ставка налога в зависимости от объекта налогообложения составит 20 %, 15 % и 5 %.
Ирина Петрусенко