Александр Деркач

Новые подходы, о которых я упомянул, это не инициатива каких-то конкретных банков. Это часть общемировой политики по ужесточению борьбы с отмыванием налогов. В которую раньше или позже включатся все банки. И финансовые компании, думаю, тоже.

Пару лет назад Организация экономического сотрудничества и развития OECD представила G-20 план под названием BEPS. Base Erosion and Profit Shifting. То есть размывание налогооблагаемой базы и выведение прибыли из-под налогообложения. Этот план состоит из 15 пунктов, в каждом из которых много много подпунктов. Главная его цель — сделать невозможным уход от налогообложения через лазейки в законодательстве разных стран. Используя оффшоры, «цифровую » экономику, трансфертные цены, интеллектуальную собственность, кредиты самим себе и тд и тп. План этот с 2016 года начал активно применяться, в том числе, и путем внесения изменений в национальные законодательства. Сегодня в Европу уже практически невозможно беспроблемно «перемещать» прибыль из Украины через «нулевые» оффшорки. Вас там заставят заплатить налог. Который вы не заплатили (или даже заплатили) здесь.

С 2017-18 года начинает действовать международная конвенция по автоматическому обмену информацией между налоговыми органами и банками. Её уже подписали больше 80 стран. Украина пока нет. Но подпишет. Я уверен. Налоговики получат доступ к движению по счетам клиентов. В некоторых странах — в режиме онлайн.

Банки к этому активно готовятся. Чтоб потом их не обвинили в пособничестве. И резко ужесточают свои подходы. Буквально на глазах. Контролируют платежи. Требуют договора и инвойсы там, где раньше не требовали. Предлагают клиентам подписать обязательства, что они в полном объеме платят налоги в своих странах, требуют заключения аудиторов по офшорным компаниям. Не только не открывают новые счета, но и закрывают давно открытые. И тд и тп. Поэтому тем бизнесменам, которые планируют перемещать свои бизнесы и свои операции за границу, я бы советовал быть предельно аккуратными. И пользоваться услугами действительно хороших юристов. Чтобы потом не было, так сказать, мучительно больно...