— Какое количество регистрационных и разрешительных документов выдано подразделениями Госархстройинспекции?
— В течение прошлого года Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины (ГАСИУ) было принято 43,1 тыс. сообщений и 42,4 тыс. деклараций о начале выполнения строительных работ. По сравнению с 2015 годом количество документов уменьшилось на 8% и 26% соответственно. Но это не означает, что в стране снизились объемы строительства. Уменьшение показателей в данном случае вызвано процессом децентрализации системы государственного архитектурно-строительного контроля. Созданные в отдельных городах инспекции взяли на себя градостроительные полномочия и были наделены разрешительными и регистрационными функциями.
В 2017 году такая тенденция сохраняется, так как увеличивается количество новых местных органов госархстройконтроля. В первом квартале ГАСИУ было обработано 6,7 тыс. сообщений и 2,2 тыс. деклараций о начале выполнения строительных работ, а за аналогичный период прошлого года – 10,6 тыс. и 7,5 тыс. соответственно. Но при этом увеличилось количество разрешений на выполнение строительных работ: в 2015 году было выдано 613 разрешений, в 2016 – уже 816.
— А сколько выдано предписаний об устранении нарушений при строительстве объектов? И как часто застройщики игнорируют предписания об остановке работ?
— За весь прошлый год было выдано 8666 предписаний о приостановке подготовительных и строительных работ, а в первом квартале нынешнего – 1528 предписаний. Есть случаи, когда недобросовестные застройщики, а вместе с ними и подрядчики, не останавливают строительные работы и не устраняют выявленные нарушения, несмотря на предписания. И за невыполнение предписаний предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций.
— Сколько было подано исков в суды о сносе незаконных строительных объектов?
— На сегодня в судах находится 352 дела по искам Госархстройинспекции о сносе объектов самовольного строительства. Из них по 102 делам производство было открыто в прошлом году. Новые органы архитектурно-строительного контроля на местах также имеют право обращаться в суд о сносе самовольного строительства.
— Ведется ли статистика, как часто проектные организации и заказчики декларируют строительство объектов ІІІ категории сложности, но фактически возводят высотные жилые комплексы, которые относятся к объектам ІV-V категории сложности?
— Отдельной отчетности в таком разрезе не ведется. Проблема, связанная с занижением сложности объектов, связана в первую очередь с недостатками в разрешительной системе, введенной в 2011 году. Для возведения объектов III категории сложности для застройщиков установили такие же требования, как и для объектов IV категории. Но при оформлении декларации для объектов III категории заказчик не обязан был подавать для рассмотрения документы, а имел право только письменно указать их наличие. Этим и пользовались недобросовестные застройщики, занижая категорию сложности и указывая несуществующие документы, чтобы получить разрешение на строительство. При этом закон обязывал госархстройинспекцию зарегистрировать декларацию, если заполнены все ее графы. Соответственно нарушения, как правило, можно было выявить только во время проверки в ходе строительства. Как результат – большое количество незаконных строек и тысячи обманутых инвесторов.
— Какие изменения в законодательство, призванные устранить несовершенство регулирования строительной деятельности, были вами инициированы?
— Понимая, что ситуация становится катастрофической, представители госархстройинспекции вместе с группой народных депутатов инициировали законодательные изменения, которые бы закрыли лазейки для строительных аферистов. В январе наш законопроект (№ 1817-VIII) относительно усовершенствования градостроительной деятельности был принят парламентом. С 10 июня документ, предусматривающий переход на разрешительную систему по европейским стандартам, вступил в силу.
Читайте также: Интервью с членом постоянной комиссии Киевгорсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования Ольгой Балицкой
Вместо 3-ступенчатой разрешительной системы (сообщение, декларация, разрешение) внедряется 2-ступенчатая (сообщение и разрешение). Категории сложности объектов отменяются, остаются три класса последствий – незначительные, средние и значительные. Причем строить объекты со средними и крупными классами последствий, а к ним относятся жилые комплексы, многоэтажки, торгово-развлекательные центры и т.д., можно будет только на основании разрешения на строительство.
Новый закон также повышает ответственность чиновников, которые будут выдавать разрешения на строительство. А для нарушителей градостроительного законодательства по некоторым позициям штрафы увеличены в 4 раза.
— Застройщики пытаются снизить себестоимость строительства, в том числе используя некачественные стройматериалы. Проводятся ли проверки соответствия использующихся стройматериалов требованиям государственных стандартов?
— ГАСИУ и ее территориальные органы в установленных законом случаях проводят проверки применяемых строительных материалов, изделий и конструкций, на соответствие требованиям строительных норм и техническим условиям. В целом контроль качества строительных материалов и изделий – это функция специалистов по техническому надзору, которые закреплены за каждым объектом строительства. Если представитель технадзора не в состоянии повлиять на прекращение применения некачественных материалов, то он обязан уведомить органы госархстройинспекции. Но таких обращений не зафиксировано.
— Как вы оцениваете работу Департамента по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля г. Киева?
— В целом, этот новый орган выполняет возложенные на него функции, и киевская власть сегодня имеет все инструменты для контроля законности строительства. Если раньше, например, градостроительные условия и ограничения выдавал город, а декларацию или разрешение – Госархстройинспекция, то теперь городская администрация может координировать и согласовывать все процессы. А после вступления в силу норм нового закона об усовершенствовании градостроительной деятельности местная власть получит дополнительные полномочия для борьбы с самовольными застройками.
— На каких киевских застройщиков были наложены финансовые санкции за несоблюдение требований законодательства?
— В октябре прошлого года Госархстройинспекция передала Киеву градостроительные полномочия в рамках децентрализации. Новый орган госархстройконтроля при КГГА получил право контроля над стройками I-IV категории сложности, то есть над львиной долей всех объектов в столице. Соответственно, все, что касается проверок и привлечения нарушителей к ответственности, относится к компетенции городской инспекции. В ведении ГАСИУ остались только объекты V категории сложности, но их доля незначительна.
— Какой контроль со стороны Госархстройинспекции осуществляется за вновь создаваемыми и малоизвестными застройщиками и заказчиками строительства?
— Если разрешительные документы соответствуют всем требованиям, то нет оснований для каких-либо «особых» проверок. При этом контроль осуществляется исключительно на этапах выполнения подготовительных и строительных работ.
Больше информации об участниках строительного рынка вы узнаете из рейтинга застройщиков жилой недвижимости Киева, составленного порталом «Минфин»