Роман Шпек

В прошлом году Украина вернула кредиторам $300 млн, выделенных на строительство дорог. Причина – чиновники слишком долго думали, где именно стоит появиться новым качественным дорогам и, в результате, так и не смогли выделить землю под строительство.

Начиная с 2015 года, из-за чиновничьей несостоятельности действовать, Украина недополучила более $10 млрд международной поддержки. Из которых $2-3 млрд. – это целевые кредиты на проекты развития от ЕС, Всемирного банка и других международных организаций, которые мы так и не смогли использовать.

Эти инвестиции могли бы пойти на развитие инфраструктуры, создание рабочих мест, создание дополнительного эффекта для привлечения иностранных инвестиций, содействие переходу страны от тупиковой сырьевой экономики к более современной.

Украина участвовала в 10 программах МВФ, и только первую из них мы выполнили полностью. В большинстве случаев сотрудничество прекращалось уже после получения первых траншей и каждый раз из-за неспособности власти выполнить данные международным партнерам обещания.

История повторяется. Весной этого года Украина получила $1 млрд по программе МВФ, которые пошли на пополнение наших международных резервов. И это может быть последний транш, если в ближайшие полгода мы не сможем провести пенсионную реформу, сдвинуть процесс приватизации с места, оптимизировать систему выплат жилищных субсидий и запустить свободный рынок земли. Украине также нужно наполнить громкие обязательства о борьбе с коррупцией содержанием, в том числе созданием антикоррупционного суда.

В том, что за такой короткий промежуток нам удастся так много, уже открыто сомневаются обычно очень сдержанные европейские дипломаты. На днях глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли откровенно высказался, что неэффективная работа Верховной Рады тормозит процесс проведения украинских реформ.

Что не устраивает МВФ? В нашем случае – время. Украина движется к реформам и борется с коррупцией улиточными темпами. От нас ждут быстрых и эффективных действий, которые блокируются из-за шкурных интересов горстки олигархов, имеющих мощное лобби.

Украина еще имеет большой дефицит решительности. А он приводит к дефициту веры в Украину. В МВФ сидят не глупые люди, для которых важны не только сухая статистика или аналитические записки о большом потенциале и светлом будущем, но и желание общества и власти меняться.

Так или иначе, но нам придется что-то делать с прогнившей пенсионной реформой и замороженным рынком земли. Украина находится в таких условиях, выбирать не приходится. Мы не можем откладывать рассмотрение этого вопроса не только из-за риска остаться без желаемого очередного транша МВФ, но и из-за неутешительной статистики.

На одного работающего человека в Украине приходится 1,2 пенсионера. И тенденция с годами углубляется. К тому же, из 12 млн пенсионеров — 8 млн получают минимальную пенсию 1312 грн. То есть, учитывая эти цифры, нетрудно посчитать, что с «минималки» человек в день должен прожить на 42 грн. Закономерно, что большинство пенсионеров находятся за чертой бедности.

В прошлом году на пенсии государство потратило 255 млрд грн., из которых 142 млрд грн. — дефицит Пенсионного фонда. Чуда не произошло и деньги с неба не посыпались, поэтому компенсировать дефицит пришлось за счет государственного бюджета. С января этого года бюджет Пенсионного фонда вырос до 284 млрд грн. за счет увеличения вдвое минимальной платы, но дефицит никуда не делся и составит 141 млрд. грн.

В остальном болезненном вопросе — либерализации рынка земли. Украина обладает значительным земельным потенциалом, который составляет 5,7% территории Европы. С 60300000. Гектаров почти 70% — это земли сельскохозяйственного назначения и четверть из них принадлежат государству. Это мощный потенциал, который мы можем использовать как конкурентное преимущество. Однако, коррупция и популизм убивают любую реформу. Ведь либерализация рынка земли еще не означает появление реального ликвидного рынка. К динамичному социально-экономического развития АПК и земельных отношений — еще долгий путь.

Мы теряем ценное время, которое можно было использовать для подготовки законопроектов, анализ и упорядочение земельного базы и соответствующих реестров. И тот факт, что мы только в начале пути формирования рынка земли, — аргумент неубедительный.

В определенной степени Европа сегодня с помощью, в том числе МВФ, выделяет нам средства под мизерные проценты для экономического подъема Украины и освобождение от постсоветского тоталитарного режима России. И это большой шанс, которым грех не воспользоваться.

Скорее всего, Международный валютный фонд вернется к обсуждению вопросов пенсионной и земельной реформ в Украине уже в начале осени. Надеюсь, что нам будет что ответить, иначе сотрудничество с льготным международным кредитором на этом может закончиться.