Иван Компан
Профессор КSE, преподаватель Эдинбургской бизнес-школы

На фоне летней неги у людей даже к деньгам интерес пропал. Доллар по 26 никто брать не хочет. Наверное, «по восемь» ждут? На «по восемь», может быть, еще и наскребли бы, а то на «по 26» у народа сил точно не хватит. Да и чего их, эти силы, тратить? Ну купили доллары, а потом, что с ними делать? Опять матрас набивать да волноваться, чтобы разбойники его не украли? 

И вот посреди этой летней скуки: прорыв. В конце прошлой недели всю тоску и замшелость украинской финансовой жизни, особенно в сфере личных финансов, как ветром сдуло. Языческий бог, в образе обезглавленного НБУ, наконец-то, смилостивился и разрешил украинцам не только во сне, но и наяву прикоснуться к финансовой цивилизации. Начиная с июля нам легально разрешено инвестировать за границу до $50 000 в год. Знаменательное решение! Даже как-то обидно, что принято оно было «никем», в отсутствие формального председателя НБУ.

А решение, действительно, судьбоносное. Несомненно, путь будет сложным и тернистым для всех участников похода: украинских банков, их клиентов, регулятора. Появится масса посредников, предлагающих услуги сомнительного качества, манящих баснословными заработками, а по сути обирающих клиента. Кто-то попытается использовать разрешение на инвестиции, как канал вывода валюты, ведь $50 000 на 100 подставных персон – это уже пять миллионов. Регулятор будет где-то излишне строг и придирчив, будет вставлять палки в колеса. В каждом новом деле всегда есть издержки, но они просто не имеют права погубить великое начинание, призванное изменить нашу убогую инвестиционную среду.

Еще одним фактором риска является тотальная финансовая неграмотность украинского народа. Многие воспринимают западные рынки капитала, как источник гарантированного дохода, манны небесной, и лишь немногие осознают, как всё устроено в действительности. Чтобы это преодолеть, необходимо время и совместные усилия банковской системы, в первую очередь крупных банков, развивающих сегмент Wealth Management, у нас в стране более известный под именем Private Banking.

Безусловно, у западных банков, работающих в Украине, есть огромное преимущество. Private Banking для них не новинка: есть инфраструктура, продукты, аналитическая поддержка, тренированный персонал, опыт. Наконец-то станет возможным это использовать и в Украине. Но это не значит, что у крупных украинских, в том числе и государственных банков, нет шанса. Если деньги из-под матрасов начнут перетекать в акции и облигации цивилизованных рынков, работы хватит на всех. В конечном итоге, появление новых инвестиционных продуктов на фоне неудовлетворенного многомиллиардного спроса матрасных денег может изменить всю украинскую финансовую систему, а с ней и наше с вами благополучие.

 Мы теперь и за границу можем ездить, и деньги по всему миру инвестировать.