По своему содержанию этот документ крайне противоречивый. С одной стороны, он упрощает регистрацию международных платежных систем и разрешает выпускать электронные деньги небанковским финансовым учреждениям. С другой стороны, чрезмерно расширяет рамки государственного регулирования данной сферы, в частности со стороны НБУ.
Поймать PayPal
Многие инициированные законопроектом изменения являются позитивными. Они позволяют украинскому бизнесу, в том числе e-commerce проектам, принимать электронные деньги, выпущенные нерезидентами в иностранной валюте, за оказание работ, услуг, продажу товаров. Все это должно способствовать развитию украинского бизнеса, работающего на иностранных рынках.
В то же время законодатель пытается совместить несовместимое. Он хочет блокировать деятельность российских платежных систем («Золотая Корона», «Международные денежные переводы Лидер», «Юнистрим», «Колибри», «Anelik» и «Blizko») и продолжает игнорировать расчеты в электронной валюте Webmoney, «Яндекс.Деньги» и QIWI Wallet, передавая возможность получения лицензии на усмотрение органа лицензиата. Все это аргументируется необходимостью привлечения новых международных платежных систем и приведения законодательства Украины в соответствие с требованиями ЕС.
Стоит также понимать, что принятие «Закона о PayPal» совершенно не означает приход PayPal, ApplePay и прочих денежных систем в Украину. В этом случае применима обратная логика. Чтобы платежная система такого уровня заинтересовалось государством, необходимо не просто наличие законодательных норм, а развитая инфраструктура, устойчивая система гарантий, высокий уровень прозрачности и низкий уровень бюрократизации. Главным же критерием привлечения платежных систем в Украину является наличие масштабной сети торговцев.
Доверяй, но регулируй
Чрезмерная зарегулированность деятельности платежных систем и процедуры выпуска электронных денег может таить в себе много опасностей. Так, проект нового закона разрешает физическим лицам приобретать выпущенные нерезидентами электронные деньги при условии совершения таких операций только через украинские банки. Он также устанавливает перечень платежей для физических лиц, которые могут оплачиваться электронными деньгами. В то же время, законодатели предложили установить ряд ограничений, одним из которых является обязательство уплаты налогов и сборов физическими лицами за средства, которые имеются на их электронных кошельках.
Самое большое опасение у бизнеса вызывает именно вопрос о налогообложении средств, которые хранятся на электронных кошельках. Вероятным последствием принятия законопроекта станет рост количества владельцев электронных кошельков, а, следовательно, увеличение оборота электронной валюты. Отсутствие же в Налоговом кодексе Украины четких норм о налогообложении сделок или дохода в электронной валюте будет способствовать оттоку фискальных поступлений. Налоговый кодекс содержит лишь нормы о том, что доходы, не подлежащие налогообложению, при их начислении и выплате, не освобождены от налогообложения. Налогоплательщик, в свою очередь, обязан самостоятельно включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход налога и подать годовую налоговую декларацию. Как показывает практика, на количество поданных налоговых деклараций эта норма совершенно не влияет.
Очевидно, что государство не станет обделять себя и уменьшать бюджетообразующую статью доходов, стимулируя использование электронных кошельков. Поэтому вместе с имплементацией данного закона стоит ожидать и дальнейшего принятия соответствующих налоговых норм.
Таким образом, сам факт разработки подобного законопроекта является позитивным сигналом для украинского законодательства в целом, однако вместе с тем его текущие положения и некоторые формулировки оставляют ряд открытых вопросов. Как показывает законодательная практика, положения одного и того же законопроекта могут кардинально меняться от чтения к чтению. Пока можно лишь гадать, что получится в итоге: закон, который послужит предпосылкой прихода в страну известных платежных систем, или закон, который еще более ужесточит регулирование сферы платежных систем.