Власти смогут гордиться, если к концу года удастся удержать курс в районе 30 грн за доллар. Об этом в своем блоге написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. «Минфин» приводит сокращенный текст статьи. 

Виталий Шапран

Майское затишье на валютном рынке может долго не продлиться. Успешное получение помощи от ЕС и очередного транша от МВФ — эта череда позитивных трендов на фоне высоких цен у металлургов и растущих цен на зерновые привела к тому, что в мае гривна чувствовала себя на валютном межбанке очень комфортно. Погонял ее в сторону укрепление и тренд роста евровалют к доллару США, а также небольшой приток валюты в Украину от Евровидения. Все эти факторы рано или поздно перестанут действовать, и Украина останется один на один с МВФ.

Несмотря на относительную дисциплину украинского правительства и хорошо отлаженную работу с МВФ, очередной транш «малой кровью» можно и не получить. Пенсионная реформа, земельный вопрос и значительные изменения в системе государственных финансов — все эти вопросы в Украине не решались десятилетиями, а разброд и шатания в Парламенте могут парализовать действия правительства и НБУ. Поэтому вряд ли стоит ожидать, что МВФ даже с очередным траншем окажет психологическую помощь нашему валютному рынку.

Но не это главное. НБУ собирался в 2017 году выкупить с рынка в ЗВР примерно $1,5 млрд. С начала года НБУ уже купил около $900 млн., и более всего в апреле 2017 года — $676 млн. долл. США. Однако судя по апрельской цифре, увеличение ЗВР произошло как раз за счет конфискованных у экс-президента Януковича средств. Планировать такие события как игру Генпрокуратуры в пользу НБУ, как вы понимаете, сложно. Тем не менее, во втором полугодии 2017 года такого фактора, скорее всего, не будет, а вот негативные тенденции у металлургов и неопределенность с урожаем 2017 и ценами на него останутся, как и необходимость обслуживать внешние долги.

Валютный рынок отреагировал на эти события острой тенденцией к ревальвации, и если бы не скупка валюты НБУ, то курс гривны к доллару мог бы укрепляться быстрее. Начиная со второй половины апреля курс гривны на наличном рынке впервые в 2017 году упал ниже средневзвешенного межбанка.

На наличный рынок влияло не только Евровидение, но и ослабление валютных ограничений со стороны НБУ, которое делало бессмысленной работу черного рынка. В апреле и мае неоднократно можно было наблюдать картину, когда курс наличного доллара на черном рынке был даже ниже чем его средняя продажа в официальных обменных пунктах. Теневой доллар шел в банки, и это также влияло на наличный официальный курс.

Несмотря на позитивные тенденции, не стоит тешить себя иллюзиями. Чтобы выйти на соотношение ЗВР к годовому объему импорта на уровне 2010 года (53,7%), Украине нужно нарастить ЗВР не на $1,5 млрд., а примерно вдвое. И замечу, тут речь идет о номинальных ЗВР, а если отнять кредиты МВФ, то картина будет еще хуже. 

Поэтому до конца 2017 года мы увидим еще не один разворот тренда на валютном рынке. Учитывая большое количество неопределенных факторов и ухудшение ситуации в апреле-мае, думаю, что если властям удастся удержать курс в декабре 2017 года в районе отметки 30 грн. за доллар — это будет их успехом.