Минфин и депутаты заложили в Налоговый кодекс норму о приостановке регистрации рисковых накладных для отлова схемного «пересорта», когда, например, компания А производит закупки исключительно бананов, а торгует трубами, и сразу возникает вопрос – откуда трубы.
В противовес, у ГФС забрали право снимать у плательщика налоговый кредит. С 1 июля зарегистрированная налоговая накладная будет единственным и достаточным основанием для подтверждения налогового кредита в системе электронного администрирования НДС.
Основную долю рынка фиктивного НДС занимает схема с импортным кредитом. По оценкам и анализу ГФС, схема исчисляется десятками миллиардов гривен ежегодно. Например, предприятие импортирует товар, и, после уплаты НДС на таможне, продает его за наличные деньги. Плательщик продает товар без официального отображения этой операции (без регистрации накладной в ЕРНН). В итоге, такой плательщик имеет наличность от реализованной продукции и документы на налоговый кредит в СЭА. В дальнейшем этот кредит через сеть посредников используется как фиктивный кредит для минимизации налоговых обязательств по НДС.
Количество товарных позиций, которые могут использоваться в схемах, является граничным, ведь не все товары просто реализуемы за кэш. Но вот количество потенциальных желающих получить «схемный» кредит может быть неограниченным. Мошенники через цепочку посредников делают «пересорт» и поставляют конечному бенефициару интересующий его тип товара. Бенефициаром этой схемы является вполне реальное предприятие, которому интересно минимизировать налоговое обязательство по НДС за процент, уплаченный «скрутчикам». Это и есть любимый всеми пример, когда из бананов получаются трубы.
Критерий «пересорт» действительно отлавливает схемный НДС, но также захватывает производителей и поставщиков услуг. Конечно, такие компании закупают сырье и продают готовый продукт или услугу и у них не будет совпадения товаров на входе и выходе.
Понимая это, Минфин и ГФС разработали четыре конкретных основания, при срабатывании хотя бы одного из которых, налоговая накладная автоматически идет на регистрацию без проверки на наличие критериев риска. Для максимальной справедливости процесса, основания определяются исключительно на «налоговой истории» предприятия. Другие основания, которыми можно манипулировать – признаки нереальной операции, отсутствие плательщика по месту регистрации и прочее – не могут быть причиной задержки накладной и её дополнительной проверки.
Основаниями для автоматической регистрации налоговой накладной может быть, во-первых, абсолютно понятное основание – накладная зарегистрирована на неплательщика НДС. Основная цель схемщиков – передача НДС кредита по цепочке, а неплательщик обрывает эту цепь.
Второй критерий, если у предприятия оборот в текущем месяце меньше 500 тыс. грн (меньше 100 тыс. НДС). Такие объемы – это явно не рынок схемного кредита. Также директор этого предприятия должен быть директором не больше трех предприятий одновременно.
Третье. На период с 1 апреля 2017 по 1 января 2018 работает такое основание как уплата в бюджет налогов, плюс ЕСВ более 5 млн грн за 2016 год. Это примерно 7 тыс. крупнейших плательщиков страны. Стартовая гипотеза – у схемщиков уплата налогов в 2016 году стремилась к нулю.
И четвертый критерий. Совокупно за последние 12 месяцев отношение уплаченных налогов (за исключением НДС на таможне) и ЕСВ к обороту реализации более 5%. Также, оборот предприятия в текущем месяце не должен превышать максимальный месячный оборот, увеличенный на 30%. Упрощенцы платят 5%, поэтому для реального предприятия это не является высокой нагрузкой. Из расчета убирается импортный НДС, чтобы не создавать инициативы для импортеров лично заниматься скрутками.
По результатам предварительного анализа и тестирования системы, эти четыре основания отсекают и отправляют на автоматическую регистрацию примерно 98% плательщиков НДС, оставшиеся идут на проверку по критериям риска. Всего в стране зарегистрировано примерно 230 тыс. плательщиков НДС.
Критерии риска также предусматриваются как абсолютно конкретные и не манипулятивные. Есть граничный ряд товаров, большинство из которых являются товарами конечного потребления, которые могут потенциально использоваться в «скрутках». Имеет смысл проверять только те предприятия, которые в крупных объемах закупают такие товары. Остаток кредита по ним более 50%.
При соблюдении этого условия, вступает в силу критерий «пересорт». Реального производства тут точно нет (уплата более 5% от оборота), а поставщики услуг проверяются только если у них соблюдено описанное выше условие. В остатке, этот критерий работает для представителей сферы торговли и предприятий-скруток. Предприятия, которые приводят закупку у неплательщиков, не попадают под этот критерий, так как не имеют входящего кредита.
Критерий «пересорт» работает просто и понятно. Но! Скрутчику достаточно купить требуемый товар всего лишь на 1 грн, и он уже обойдет систему. Вдобавок, он купит схемный кредит на 99 грн и передаст бенефициару требуемый товар на 100 грн. Поэтому предусмотрено, что граничная наценка по товарам не может превышать 50% — это достаточно высокий порог.
Второй сложностью этого критерия является возникновение «пересорта» при регистрации плательщиком операции по предоплате. Для таких ситуаций предусмотрен определенный предохранитель. Накладная будет приостанавливаться, только если объем «пересортного» налогового обязательства НДС в текущем месяце превышает среднемесячную за последние 12 месяцев сумму уплаченных налогов и ЕСВ.
Вторым критерием является отсутствие лицензий на реализацию товара при регистрации накладной на продажу такого товара. Этот критерий будет работать по акцизной продукции, которая, исходя из опыта ГФС, может использоваться в схемах с фиктивным налоговым кредитом. Ни для кого не секрет, что львиная доля табачной продукции продается за наличные без регистрации операций.
Третий критерий – регистрация корректировок на неплательщика в значительных объемах. Схема в следующем: плательщик НДС продает товар конечному потребителю и регистрирует накладную в ЕРНН по продаже на неплательщика. Далее происходит неприятное для государства событие. Предприятие-продавец регистрирует корректировку на физлицо и показывает возврат продукции. В то же время, счастливый обладатель купленной продукции даже не представляет, что купленный им товар по документам уже вернулся обратно к продавцу. Предприятие-продавец в дальнейшем использует вновь образованный налоговый кредит для передачи на «предприятия-скрутки». Скрутки передают фиктивный кредит дальше на бенефициара по отлаженной схеме.
Как и любая система, эти критерии не могут быть идеальными. В работе любой риск-ориентированной системы возможны ошибки. Именно с этой целью Минфин проводит собственную аналитическую работу, а также обязал ГФС ежеквартально подавать Министру финансов отчет о результативности работы риск-ориентированной системы и предложения по ее улучшению.
Также, плательщикам было предоставлено право при первой приостановке или получении квитанции от ГФС во время тестового периода, подать в ГФС технологическую карту, которая включает список товаров вход-выход. Карта, при принятии центральной комиссией ГФС соответствующего решения, будет использоваться для будущей оценки деятельности предприятия на наличие критериев риска.
Срабатывание критерия риска и приостановка регистрации налоговой накладной не является блокировкой регистрации данной накладной. Плательщик в течении 365 дней может подать в ГФС документы, подтверждающие реальность такой операции (перечень достаточных документов уже утвержден). В течении пяти дней после приема документов, центральная комиссия ГФС обязана принять решение по регистрации/не регистрации налоговой накладной.
Система работает в тестовом режиме до 1 июля без фактической приостановки регистрации накладных. Это время дано Минфину и ГФС, чтобы отработать систему, и здесь очень важна активная позиция бизнеса.