Олег Устенко

Госдолг Украины вырос до $72,35 млрд. Если смотреть на его объем, то в абсолютных цифрах кажется не таким уж большим. Но если вы переведете это в относительные цифры, то объем долга составляет более 80% нашего ВВП. Обычно считается, что долг не должен превышать отметку в 60% ВВП.

Да, это не так страшно и плохо, если посмотреть на мировую практику. Например, в США госдолг превышает отметку в 110% ВВП, а в Японии – превышает 200% ВВП, а по Европе колеблется в пределах 70-170% ВВП.

Но вот, на что надо обратить внимание, так это на стоимость обслуживания госдолга. А она у нас крайне высока. США в год выделяют порядка 1,5-2% на обслуживание своего долга. А Украина, которая имеет долга меньше, тратит на это больше 5% (в среднем 6-8%) своего ВВП. И это уже катастрофическая величина.

И когда мы говорили по поводу реструктуризации, то единственная порция долга, которую можно реструктуризировать, это так называемые долги в европейских облигациях. А их не так много на руках после предыдущей реструктуризации – $12 млрд евробондов и $3 млрд долга перед РФ.

Сделать дополнительную реструктуризацию этих обязательств, во-первых, крайне сложно технически и, во-вторых, я не уверен, что вообще ее удастся сделать. Поэтому нам не нужно надеяться на то, что долги кто-то простит.

Мы должны думать, как сделать так, чтобы экономика начала работать, чтобы была возможность рассчитаться по этим долгам.

Поэтому основной приоритет в нашем бюджете – это не только расходы на оборону и безопасность страны, но и обслуживание госдолга. Потому что выплаты по процентам – это колоссальный вызов для страны.

И этот вызов означает, что страна должна расти не меньше, чем 5% в год только для того, чтобы не ухудшать свой уровень, по сравнению с предыдущим годом, из-за этих выплат.

А для того, чтобы расти 5% в год, нам действительно необходимо проведение структурных реформ. Только они могут дать возможность обслуживать наши долги и улучшать экономическую ситуацию внутри страны.