Как эффективно решить эту, и не только, проблему с помощью государственных IT-систем на своей странице в Facebook написал экс-руководитель IT-департамента ПриватБанка Дмитрий Дубилет. 

Почему Эстонии удалось создать вменяемые государственные ИТ системы, а Украине — нет? Наверное, потому что Украина намного больше? Слушайте потрясающую историю про Индию.

Там запустили удивительный по своей сложности и эффективности проект под названием Aadhaar. Лично я испытываю к нему особо теплые чувства, так как его создал основатель индийской компании Infosys, в которой я когда-то работал.

В Индии живет много людей (кстати, в этом году население обгонит Китай). А еще там раздают много субсидий — на еду, на топливо, на образование и т.д. По некоторым оценкам, более 70% этих субсидий (а это миллиарды долларов в год) использовались не по назначению.

И вот, несколько лет назад индийцы начали активно внедрять единый реестр своих жителей. Чертовски амбициозная задача как для страны, где более половины детей вообще не регистрируются при рождении! Более того, реестр не простой, а с полной биометрикой — с отпечатками пальцев и сканом сетчатки глаз.

И тут начались чудеса. Расходы на субсидии повсеместно начали падать (так как их стало сложно красть). В одном штате из школ неожиданно пропало сразу 400.000 учеников, на которые выделялись субсидии. В другом штате с населением 30 миллионов жителей из избирательных списков почистили сразу 800.000 человек.

Индийцы даже стали лучше соблюдать правила дорожного движения, так как до этого многие имели фейковые права.

Система имеет открытый АПИ, благодаря чему развиваются и вовсе футуристические сервисы: например, оплата в магазинах через отпечаток пальца.

Всего на проект за 7 лет потратили чуть более миллиарда долларов (в том числе на закупку биометрического оборудования). Это сопоставимо с ИТ-бюджетами на некоторые горе-проекты в Украине.

Если бы подобный проект внедрили у нас, он окупился бы сторицей (хотя я бы, возможно, сэкономил бы на сетчатке глаз). Собственно, примерно по такому пути мы и движемся (закон про единый соцдем реестр приняли в прошлом году). Но, к сожалению, движемся медленно.