Украина — не единственная страна, где есть демографические проблемы, в частности, сокращение рабочей силы и старение населения. Большинство европейских стран пережили или переживают схожие проблемы. Однако Украина остается одной из последних стран в Европе, которой необходимо решить этот вопрос и реформировать пенсионную систему. 

Невысокий пенсионный возраст и возможность досрочного выхода на пенсию, доступная для многих граждан — одна из характерных черт этой системы. Украинцы выходят на пенсию в среднем гораздо раньше, чем работники в других странах региона.

Средний возраст выхода на пенсию для мужчин составляет около 58,5 года, для женщин — не менее 56 лет. Для сравнения: средние показатели в ЕС составляют 63,6 года для мужчин и 62,6 года для женщин.

Это привело к тому, что в Украине насчитывается более 12 млн пенсионеров — около 30% населения.

Статистические данные выглядят еще хуже, если подсчитать работников, которые платят социальные взносы для поддержки этих пенсионеров. Соотношение плательщиков пенсионных взносов к пенсионерам — почти 1 к 1. Это один из самых низких показателей в мире.

Учитывая значительное количество пенсионеров, взносы социального страхования покрывают лишь половину средств, необходимых для выплаты пенсий, хотя сами пенсии невелики.

Такой дефицит ресурсов свидетельствует о большом размере теневой экономики в Украине. Доля работников, за которых не уплачиваются никакие взносы социального страхования, либо взносы уплачиваются только на основе минимальной зарплаты (даже если работники получают больше), значительна. После резкого сокращения ставки ЕСВ в 2016 году существенного улучшения ситуации с уплатой этого взноса не произошло. Зато имело место резкое уменьшение доходов пенсионного фонда.

Почти две трети пенсионеров получают минимальную пенсию, которая лишь немного выше черты бедности. Это создает существенные социальные проблемы, но пенсионная система вряд ли может платить более высокие пенсии.

Собственно, даже такие низкие пенсии было бы невозможно платить, если бы не помощь из бюджета. В 2016 году размер трансфертов в Пенсионный фонд достиг потрясающего уровня — 143 млрд грн или 6% ВВП. Это второй по величине дефицит пенсионного фонда в Европе по сравнению с размером экономики страны.

Что можно сделать? 

Украина должна найти способ уменьшить приток новых пенсионеров в пенсионную систему и нарастить поступления в Пенсионный фонд. Достичь этого можно разными способами: от дальнейшего ограничения возможности досрочного выхода на пенсию до увеличения эффективного пенсионного возраста.

Действенный путь — дать работникам больший выбор по возрасту выхода на пенсию в зависимости от общей продолжительности трудового стажа. Другими словами: высокие пенсии должны получать те, кто платит больше взносов и работает дольше. Те, кто платит меньше взносов и решил выйти на пенсию раньше, получит меньшую пенсию. 

Усиление взаимозависимости между уплатой взносов и размером пенсионного обеспечения будет стимулировать работников требовать от работодателей уплаты единого социального взноса с реального размера их зарплаты. Это приведет к созданию более справедливой и равной пенсионной системы.

Также важно усилить администрирование доходов с целью сокращения количества предприятий, которые совсем не платят или платят очень мало взносов за наемных работников.

Кроме того, следует жестко отрегулировать упрощенный режим налогообложения для малых предприятий, который создает большие возможности для уклонения от уплаты ЕСВ и налогов.

Введение так называемой накопительной пенсионной системы (второй уровень) в дополнение к действующей, на чем некоторые настаивают, не будет иметь особого смысла без предварительного исправления недостатков действующей системы. Введение накопительной системы было бы преждевременным, учитывая нынешний уровень развития финансовых рынков и нормативно-правовую базу в Украине. 

Не существует никаких сомнений в том, что пенсионные реформы тяжелые и непопулярные. Однако также не должно возникать никаких сомнений относительно того, что только при полноценной пенсионной реформе, благодаря которой сократится приток новых пенсионеров и увеличится число граждан, уплачивающих взносы в пенсионную систему, можно повысить пенсионное обеспечение.