Но количество электрокаров в Украине может увеличиться, если, по обещанию властей, цены на них снизятся. Когда и почему это может произойти, написал AIN.  «Минфин» выбрал самое любопытное. 

Новый проект

В марте этого года Министерство инфраструктуры заявило о разработке нового законопроекта — «О стимулировании развития электрического транспорта Украины». Если он вступит в силу, цены на электрокары уменьшатся на 40%. Этот проект закона предлагает и другие льготы — бесплатную парковку, проезд электрокаров по полосам общественного транспорта и т.д.

Текст проекта разрабатывала рабочая группа с участием народных депутатов, экспертов Мининфраструктуры и представителей рынка. Он еще не зарегистрирован в Верховной Раде.

Среди его новшеств для автолюбителей интересны такие:

  • Изменения в Налоговый кодекс, среди которых самое яркое — налоговая скидка в размере 20% на покупку автомобиля: покупателям фактически предлагают возмещать 20% от стоимости.
  • Нулевой акциз на покупку автомобиля. Это сэкономит покупателю сумму в эквиваленте 109 евро.
  • Отмена НДС для импорта электротранспорта на 5 лет. Причем это касается не только электромобилей, но и электробусов, электрогрузовиков, электромотоциклов и электровелосипедов. Это, по мнению разработчиков проекта, удешевит электрокары еще на 16,8%.
  • Освобождение от уплаты сбора в Пенсионный Фонд при первой регистрации электромобиля, что удешевляет его еще на 4,8%.
  • Нулевой акциз на электромотоциклы и электровелосипеды (для транспорта с мотором до 250 Вт это удешевление цены на 22 евро).
  • Разрешение электромобилям двигаться в полосах общественного транспорта.

Итого, если все нормы доживут до регистрации проекта и рассмотрения его в ВР, затраты на приобретение и регистрацию электрокара смогут снизиться на: 20%+16,8%+4,8%= 41,6%. И еще бонус в виде скидки на 109 евро.

Несколько примеров расчета стоимости для б/у и новых авто, которые приводит Мининфраструктуры:

Детальнизированный пример расчета стоимости для модели Nissan Leaf в комплектации S. Если брать за основу стоимость $14 000. В этой цене заложен НДС, акциз и так далее. Если к этой цене применить положения проекта, получим: $14 000-$2352 (16,8% НДС) = $11 648. Отнимаем от этой цены еще $115 акциза. Получается скидка в $2467. Первая регистрация и оплата 4,8% в ПФ считается на конечную стоимость, в нашем случае это будет экономия порядка $550. Если владелец подается на налоговую скидку, то с оплаченной суммы будет возврат еще в 20%. В нашем случае — это 20% от $11 533. Из них покупатель вернет себе еще порядка $2300. «Вывод: больше всего на цену будет влиять отмена НДС. Налоговая скидка — это приятно, но не для всех актуально», — говорят эксперты Elecrocars.ua.

В проекте закона речь идет не только об обычных пользователях, но и о корпоративных покупателях электротранспорта, а также о стимулировании отечественного производства таких машин. В частности, предлагается:

  • установить нулевую ставку НДС на операции по продаже украинского электротранспорта на 10 лет.
  • установить нулевую пошлину на самые дорогие комплектующие для такого транспорта;
  • ввести в классификатор электротранспорта электробусы, электромотоциклы, электрогрузовики и электровелосипеды, установить нулевую пошлину и для них;
  • освободить от НДС услуги по перевозке пассажиров на электротранспорте на 10 лет;
  • освободить от НДС услуги по аренде такого транспорта на 10 лет.
  • установить налоговую скидки на переоборудование автомобилей в электромобили (экономия до 20% стоимости).

Кроме того, в законе предусмотрены и другие стимулы для владельцев таких авто. Например:

  • не менее 15% мест на государственных или коммунальных парковках отводится под электромобили;
  • устанавливается бесплатная парковка для электромобилей сроком на 10 лет.

Как проект закона повлияет на отрасль?

Министр инфраструктуры Владимир Омелян говорит, что новый проект закона принесет украинцам дешевые электромобили, чистую окружающую среду и даст толчок к развитию новой высокотехнологической отрасли. Он также отмечает, что в Украине богатые залежи лития, а значит, страна может заниматься производством батарей для электрокаров, спрос на которые будет только расти.

Льготы в проекте предлагают внедрять постепенно: к примеру, сначала разрешить электромобилям движение в полосе общественного транспорта и бесплатную парковку на муниципальных паркингах, а затем уже подключать более серьезные стимулы.