Вернуть 2011-й
Впервые о таких планах еще зимой заговорил заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования Андрей Оленчик. Тогда он анонсировал отказ ФГВФЛ от института банков-агентов (новый принцип тестировали на вкладчиках банка Платинум) и рассказал, что реформирование системы гарантирования на этом не остановится.
«Законопроект уже практически готов. Он проходит согласование в МВФ и Минфине (это требование описано в предыдущей редакции меморандума). В первую очередь проект закона предусматривает возврат к механизму, который существовал до 2011 года – это институт временных участников» — рассказывал Оленчик в начале февраля.
Слишком долго ждать не пришлось. 31 марта группа народных депутатов (Довбенко, Ризаненко, Демчак от БПП и Поляков от Народного Фронта) зарегистрировали соответствующий законопроект №6273 в Верховной Раде. Сейчас он находится на рассмотрении финансового комитета парламента.
В Фонде гарантирования говорят, что закон охватывает целый комплекс вопросов. Например, документ предусматривает вхождение в Фонд Ощадбанка (это единственный крупный банк, который не платит Фонду взносы, так как все вклады в нем гарантирует государство) и механизм выплат вкладчикам банков-банкротов на их счета в работающих банках.
Но и то и другое – давно известные планы. По Ощадбанку дискуссия ведется давно. Похоже, что все ее участники уже согласились, что госбанк станет участником Фонда уже после того, как государство приватизирует 20% его акций. О сервисе с автоматическими выплатами на существующие счета замглавы Фонда Наталья Рудуха рассказывала, когда ФГВФЛ запускал пилот по отказу от банков-агентов.
Либеральное изгнание
В самом Фонде подчеркивают, что законопроект был разработан при участии МВФ и Всемирного банка. То есть вероятность его удачного прохождения через, как минимум, комитет Рады (все авторы являются его членами) довольно высока.
Поэтому проблема главного предмета споров в новом законе (тот самый «институт временных участников», который анонсировал Оленчик) с внесением законопроекта в Раду только обострилась.
Суть нового/старого подхода в том, что Фонд, видя признаки рисковой деятельности со стороны банка, имеет право временно исключать его из числа своих участников. Вклады, которые финучреждение привлекло в период «временного изгнания», Фонд возмещать не будет. Но всем, кто принес деньги в банк до этого – государство выплатит по старому принципу.
В законе этот принцип описан с важными оговорками. Во-первых, Фонд не может исключить банк «сегодня на завтра». Вызвавшему подозрения финучреждению дается шанс исправить ситуацию.
«Сама процедура не мгновенна. Фонд, в случае резкого ухудшения финансового состояния банка или проведения им рисковой деятельности, дает ему 90 дней для устранения несоответствий требованиям банковского законодательства. Кроме самого банка Фонд уведомляет об этом и НБУ» — рассказывают в пресс-службе ФГВФЛ.
Второй момент – «изгнанному» банку запрещается обслуживать социальные проекты – зарплаты, пенсии, стипендии и прочие соцвыплаты (например, алименты). Все эти средства банк обязан сразу же вернуть отправителю.
Третье – всех клиентов, от которых банк получает деньги (будь то текущие счета или депозит), обязательно нужно письменно известить о том, что банк имеет статус временного участника Фонда гарантирования, и возмещаться эти средства (в случае банкротства банка) не будут.
«Банк обязан немедленно разместить информацию о присвоении ему статуса временного участника Фонда на своем веб-сайте. Кроме того, вплоть до даты снятия статуса ее нужно указывать во всех обозримых для клиентов местах: на мониторах платежного устройства, ATM, интерфейсе онлайн платежей» — подчеркивают в Фонде.
Кроме крайнего воздействия в виде института временного участия, ФГВФЛ готовит и «полумеры». Речь об усовершенствованном алгоритме расчета ежеквартальных отчислений, которые банки вносят в Фонд. Эти изменения готовятся в отдельном порядке, в законе 6273 о них не упоминается.
«Это система дифференцированных сборов, когда все банки платят не одинаково, а по принципу «кто на сколько наработал» в зависимости от уровня рисков. Сейчас все банки платят отчисления в Фонд по фиксированным ставкам в гривне и в валюте. При новом подходе эти ставки будут взвешиваться на коэффициент рисковости» — поясняет Андрей Оленчик.
Банки хотят поговорить
Сами банки не в восторге от инициатив ФГВФЛ. Мало того, в известность о подобных планах их никто не поставил, законопроект разрабатывали без консультаций с финучреждениями. По словам директора департамента розничных клиентов Кредобанка Орыси Юзвышин, о том, что Фонд готовит какие-то нововведения, в банке узнали из СМИ – в аккурат после упомянутого февральского выступления Андрея Оленчика.
«Для ФГВФЛ возврат института временного участия означает сокращение финансовой нагрузки. Но для самих вкладчиков это несет определенные риски. Ведь вкладчику нужно будет постоянно следить за статусом членства банков в ФГВФЛ. В таких условиях, дополнительные преимущества получат государственные банки, которые с недавних пор пользуются стопроцентными госгарантиями по всем вкладам» — говорит Юзвышин.
Не очень довольны банкиры и идеей с углубленной дифференциацией отчислений в Фонд. По словам исполнительного директора Независимой ассоциации банков Украины Елены Коробковой, до сих пор не понятно, как именно Фонд собирается оценивать уровень «рисковости» конкретно взятого банка.
«Действительно, сейчас Фонд начинает работу над новыми показателями оценки рисков банков. При этом они будут учитывать оценку не отдельных показателей присутствия на рынке, а состояние самого банка. Но прежде чем вносить изменения в существующие нормативы, следует проинформировать об этом банки. Если Фонд примет решение о введении такой нормы или решит вернуть «институт временных участников», то разумно будет для начала вынести этот вопрос на обсуждение банковского сообщества» — отмечает Коробкова.
По ее информации, полностью игнорировать банки Фонд все же не намерен, наметив на второй квартал этого года обсуждение с участниками рынка новых правил оценки рисковости банков. Но как показывает практика, нужные законы в Фонде умеют продвигать и без участия финучреждений.