Дорого и опасно
Письма от двух немецких финансовых конгломератов украинские банки начали получать еще осенью минувшего года. Немцы, совокупно обслуживающие до половины украинских банков, не вдаваясь в детали, сообщали о прекращении корреспондентских отношений.
Первыми под «зачистку» попали небольшие финучреждения, но сейчас очередь дошла и до представителей второй десятки банков. Вероятно, к концу года список украинских партнеров Commerzbank и Deutsche Bank сократится до незначительного числа — 5-10 банков.
Определяя неугодных, немцы руководствуются критерием экономической целесообразности. Операции по мониторингу и сопровождению транзакций с восточноевропейскими странами в последнее время сильно усложнились. Требования европейских законодательных норм в части борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма постоянно повышаются, а вместе с ними растет и себестоимость финансового мониторинга.
Чем выше страновые риски, тем дороже контроль. Если прежде на обработку одной транзакции в или из Украины иностранному банку требовался условный человеко-час, то теперь их нужно вдвое и даже втрое больше. В ряде случаев законодательство обязывает проводить комплаенс-контроль вплоть до определения конечного бенефициара получателя или отправителя средств.
Не исключено, что примеру немецких конгломератов вскоре последуют и другие европейские и американские банки.
Куда податься?
Украинским банкам ничего не остается, как пользоваться услугами крупных отечественных посредников, поддерживающих прямые отношения с западными партнерами.
Дополнительное звено в проведении транзакций чревато ростом себестоимости ее проведения и, что гораздо болезненнее для клиентов, существенным увеличением времени ее прохождения.
И вопрос не только в том, что проверкой одной операции в таком случае занимается не две, а три организации. А в том, что посредники оказываются попросту не готовы к растущему потоку транзакций. Уже сейчас казначеи некоторых крупных госбанков жалуются на сложности со своевременной обработкой и проведением международных операций, инициированных клиентами украинских банков. Жесткие требования к финмониторингу и ограниченный штат приводят к тому, что поступающий поток заявок превышает возможности служб банка, отвечающих за комплаенс-контроль.
Разумеется, по завершении переходного периода ситуация стабилизируется. Банки, обладающие прямыми договорами с иностранными партнерами, сумеют оптимизировать работу, увеличат штаты. Однако в конечном итоге это приведет к увеличению себестоимости проведения транзакций по внешнеэкономическим контрактам.
Пока банкам удается избегать пересмотра тарифной политики для клиентов. Однако совершенно очевидно, что в среднесрочной перспективе они будут вынуждены увеличить стоимость проведения операций. А борьба за клиента окончательно утратит признаки ценовой конкуренции. В выигрыше окажутся те банки, которые сумеют гарантировать качество и скорость проведения клиентских заявок.
Нельзя исключить и частичного перетока экспортеров и импортеров в пользу крупнейших финучреждений, которые сумеют убедить западных партнеров сохранить прямые корреспондентские отношения.