Все выше и выше

Пока товар доходит от производителя до покупателя, он проходит несколько звеньев логистической цепи. Цена хлеба формируется еще на этапе сбора урожая и покупки у фермера зерна, молока — зависит от отпускной цены на сырой продукт. На каждом этапе — производство, переработка, складирование, логистика, вход в сеть — после повышения минимальной зарплаты до 3200 грн налоговая нагрузка на бизнес увеличилась. Однако это не единственный фактор, который влияет на рост.

«Цены сегодня растут из-за целого комплекса факторов: рост минимальной зарплаты, который усилил фискальную нагрузку на компании, колебание курса доллара, рост цен на энергоносители и другие ресурсы. Кроме того, имеет место и отмена государственного регулирования цен на продукты социальной группы», — говорит глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

Соглашается с ним и Юрий Меленчук, руководитель департамента малого и среднего бизнеса ПАО Аграрный фонд, который производит овсяные хлопья и гречку. «Увеличение минимальной зарплаты, которая повлекла за собой нагрузку на фонд оплаты труда, подорожание топлива и электроэнергии влекут за собой увеличение расходов на хранение, транспортировку, и переработку продуктов питания», — утверждает он. «Как следствие, большинство издержек потом перебрасываются на конечного потребителя», — заключает Меленчук.

Статистические трюки

По данным украинского Госстата, растут цены не на все продтовары, есть и обратные примеры.

Однако данные Госстата и цены на полках магазинов нередко отличаются. По словам руководителя экономических программ Института общественно-экономических исследования Ярослава Жалило, разница в официальной статистике и реальными ценниками обусловлена специфическим ассортиментом, по которому измеряют цены. «На самом деле дешевые товары быстрее „вымываются“ из торговой сети как невыгодные, а производители стремятся придумывать новые продукты, подороже. На полках остаются более дороге аналоги», — говорит он.

Еще одна причина несоответствия данных Госстата реальным ценам заключается в том, что розничная торговля монополизирована торговыми сетями. В результате есть более «дорогие» и более «дешевые» сети. Третий фактор — психологический. «В структуре инфляции быстрее дорожают ходовые продукты — молоко или яйца — по ним и меряют рост цен. В 2016 году при среднем индексе 12,4% молоко подорожало на 23,3 %, масло — 29,6 %, сыр — 19,0 %. Интересно, что при снижении цен этот принцип не срабатывает. Овощи подешевели почти на 30 %, яйца — на 10 %. Но кто это заметил?», — говорит Жалило.

То ли еще будет

В феврале 2017 года, по данным НБУ, потребительская инфляция ожидаемо ускорилась до 14.2% год к году с 12.6% в январе. Эксперт аграрных рынков УКАБ Евгений Дворник прогнозирует, что в марте продолжат расти цены на овощи и фрукты под влиянием фактора сезонности. «Стоимость масла, сахара, гречки и хлеба в марте может вырасти еще на 4-6% под влиянием повышения тарифов на электроэнергию и снижение уровня запасов», — говорит он.

Продукция животноводства в марте подешевеет на 5-7%, прогнозирует Дворник. Предпосылками для этого, по его словам, является наступление Большого поста, который снижает спрос на продукцию и начало сезонного увеличения производства молока.

Ярослав Жалило считает, что оснований для высоких темпов инфляции, а, следовательно, и роста, пока нет. Хотя, к примеру, девальвация гривни сверх прогнозируемой из-за падения «блокированного» экспорта вследствие запрета украинских товаров некоторыми странами может их ускорить. По его мнению, в ближайшие месяцы будут действовать инфляционный «шлейф» повышения тарифов на электроэнергию и перевозки, вероятное ухудшение курсовых ожиданий, высвобождение спроса после завершения периода «дорогих» платежек за коммуналку, усиление фактора сезонности до появления в июне грунтовых овощей. «Поэтому, если даже Нацбанк удержит показатель инфляции за год в рамках таргета до 10 %, весьма вероятно, что цена продовольственной корзины вырастет сильнее», — прогнозирует он.