Богдан Данилишин

Денег у предприятий сейчас немного. Но при этом существует заметный профицит ликвидности у банков. Этот избыток ликвидности формирует скрытые риски – и для банков, и для экономики в целом. У банков возникают проблемы из-за того, что падает рентабельность, они становятся непривлекательными для акционеров в плане наращивания капитала. Кроме того, из-за вялого кредитования им сложно выполнять свои обязательства перед вкладчиками в части процентов по депозитам. В период острой фазы кризиса они привлекали деньги населения по высоким ставкам, а доходы, получаемые в виде процентов по кредитам, ощутимо сократились и перспектив для их роста пока немного. Сейчас банкиры пытаются ограничить приток вкладов, снижая процентные ставки по депозитам.

Во время экономического бума объем депозитов уменьшается и за счет этого увеличиваются инвестиции в реальном секторе экономики. Напротив, во время рецессии, инвестиции, как альтернатива депозитам, становятся менее привлекательными.

Конечно, многое зависит от уровня процентных ставок. Направление движения депозитных ставок, как правило, коррелирует со ставками по кредитам. Экономическая рецессия, такая, какую мы наблюдали в Украине в 2014-2015 годах, несомненно ведет к росту спроса на надежные краткосрочные активы, такие, как наличные средства или гособлигации. Начиная с 2016 года у нас в стране наблюдается постепенное восстановление экономики. В этой связи, а также в связи с определенными успехами, достигнутыми в борьбе с инфляцией, все активнее звучат призывы к снижению процентных ставок по кредитам. Понять это можно. Сложнее обеспечить такое пожелание.

Процентные ставки, которые Национальный банк Украины регулирует и которые призывают снижать эксперты и аналитики – это краткосрочные ставки межбанковского рынка. Эти ставки практически не имеют кредитного риска. Ставки, которые имеют значение для экономики – это кредитные ставки для реального сектора, которые всегда учитывают кредитный риск. Может ли НБУ управлять кредитным риском в экономике? Вряд ли.

Сейчас кредиты в Украине дороги для бизнеса. Но средства недешево обходятся и банкам. Большую долю в структуре кредитных ресурсов занимают средства клиентов, а это относительно дорогие и «короткие» деньги. Активизация кредитования является долгожданной для банков и предприятий, но пока она не происходит. Эффект «кредитных ножниц» — высокие ставки по депозитам и сложности с выдачей кредитов — ведет к убыткам банков. Которые, как я писал выше, банки сокращают при помощи снижения процентных ставок по депозитам. Это не радует вкладчиков, однако является позитивным процессом для экономики, так как, рано или поздно, но все же найдет свое отражение в процентных ставках по кредитам. Но нужно время…

В заключение хочу обратить внимание на следующее – эксперты и представители СМИ зачастую склонны несколько преувеличивать невысокий уровень желания украинских банков выдавать кредиты. Компании не берут кредиты не только в силу высоких ставок, но, во многом из-за того, что не видят серьезных перспектив увеличения объема сбыта производимой продукции. И это почему-то не считается интересной темой для обсуждений и публикаций. Зато когда банкиры консервативно относятся к выдаче кредитов или предлагают их по высоким ставкам (которые высоки, в том числе, вследствие объективной оценки уровня рисков в экономике), то это непременно признается интересной темой для «круглых столов» и аналитических статей.

Замалчивание первой проблемы и привлечение избыточного внимания ко второй проблеме может искажать объективную оценку происходящего. Давайте это учитывать.