В 2008 году правительство Исландии было вынужденно ввести контроль над капиталом. Это случилось после коллапса трех крупнейших банков страны, размер активов которых превышал ВВП в 10 раз. Полная отмена ограничений – один из последних шагов властей, которые все эти годы пытаются вернуть финансовый сектор к нормальной работе.
Премьер-министр Исландии Бьярни Бенедиктссон утверждает, что снятие ограничений «создаст больше доверия к исландской экономике и упростит привлечение прямых иностранных инвестиций».
Лихорадочный рост
В прошлом году экономика Исландии выросла на 7,2%, в основном благодаря расходам домохозяйств и росту инвестиций. Безработица была на уровне 3%, а исландская крона укрепилась на 18% против евро.
Помимо экономического, страна переживает туристический бум. Со времен финансового кризиса количество туристов выросло в 6 раз. В следующем году власти планируют принять 2 млн туристов, и это при общем населении страны в 320 000 человек. Экономисты предупреждают, что снятие ограничений одновременно с лихорадочным ростом, может привести к «перегреву» экономики.
«Есть общее ощущение, что мы находимся на вершине цикла бума. И есть ожидания, что в какой-то момент цикл развернется. Вопрос заключается в том, сможет ли правительство извлечь максимальную пользу из нынешнего роста, чтобы подготовиться к новому кризису», — утверждает директор Центра систематических рисков в Лондонской школе экономики Джон Даэльссон.
Девальвация
По словам Даэльссона, снятие ограничений должно «смягчить давление», позволив исландским пенсионным фондам инвестировать за границу. Потенциально это может ослабить крону и позволить инвесторам диверсифицировать свои активы.
«У нас нет точных намеков на то, что будет дальше. Хотя пенсионные фонды в полной мере использовали льготы, предоставленные им в последние годы, общественность не бросилась инвестировать за границу, после снятия предыдущих ограничений», — утверждает премьер.
Бенедиктссон уверен, что перед властями стоит, скорее, проблема с притоком капитала. Укрепление кроны будет мотивировать пенсионные фонды увеличивать иностранные инвестиции.
Многие экономисты опасаются, что исландской валюты слишком мало, для свободно курсообразования.
Министр финансов Исландии Бенедикт Йоханнессон заявил, что власти изучат, нужно ли стране менять валютную модель. Правительство создаст группу из экспертов, задача которых определить до конца года — должна ли страна поддерживать текущий курс, или принять шаги по стабилизации своей валюты, включая привязку к евро.
Кроме того, Центробанк выкупил около 90 млрд крон ($834 млн) у иностранных инвесторов, чтобы «защитить экономику от монетарной, курсовой и финансовой нестабильности». По данным банка, подобной валюты осталось около 100 млрд крон.
Правительство также представило новые правила и специальные требования к резервам, чтобы остановить приток «горячих денег».
Но остается одна большая проблема: базовая процентная ставка Центробанка страны остается на уровне 5%. Это значительно выше уровня большинства ставок в западных странах, что делает Исландию очень привлекательной для некоторых инвесторов.
По прогнозу одного из крупнейших банков Исландии Arion Bank, регулятор может снизить базовую ставку на заседании 15 марта до 4,75%. С августа прошлого года Центробанк уже снижал ставку два раза, чтобы ослабить курс кроны.
По материалам Bloomberg, Financial Times