Такой объем ПИИ обеспечен, прежде всего, докапитализацией дочек российских и других иностранных банков за счет конвертации кредитов материнских компаний. По расчетам Нацбанка, без учета рекапитализации в Украину в прошлом году поступил всего $1,1 млрд.

Для сравнения: Беларусь в 2016 году привлекла $8,5 млрд иностранных инвестиций. По данным Центробанка РФ, в Россию за три квартала прошлого года поступило $11,1 млрд прямых зарубежных инвестиций, Молдова за этот же период, по данным Национального банка Молдовы, привлекла $109 млн, Грузия — $1,3 млрд.

По словам президента Американской торговой палаты Андрея Гундера, перспективными секторами в Украине для зарубежных инвесторов остается сельское хозяйство, энергосбережение и IT.

Но стратегического инвестора отпугивают коррупция, экономическая неопределенность, военный конфликт, промедление с ключевыми реформами (прежде всего, судебной и земельной), ограничения НБУ на вывод капитала. Иностранцы все чаще заходят в Украину опосредованно, через другие юрисдикции.

Основными странами-инвесторами в Украину в прошлом году стали Россия, Кипр, Великобритания. Приток инвестиций из кипрских компаний, которые как правило контролируют резиденты Украины, ощутимо сократился, отток капитала в эту страну также уменьшился. Более чем на треть выросли украинские инвестиции в офшорные Виргинские острова.

Два года назад правительство презентовало Стратегию развития страны до 2020 года, которая стала картой экономических реформ. По плану, ПИИ за период 2015 -2020 годов должны были составить $40 млрд. Но фактический уровень зарубежных инвестиций слишком далек от этого показателя. 

В 2017 году ПИИ не превысят прошлогоднего результата. «В лучшем случае — $2,0 — 2,5 млрд. Но, если у нас наконец-то начнется большая приватизация, то может быть больше», — говорит Александр Паращий, глава аналитического отдела ИК Concorde Capital. В 2019 году Украине предстоит выплатить по внешним долгам порядка $6 млрд. Без стабильного притока прямых иностранных инвестиций это будет сделать сложно.