Сегодня Украина находится на 166 месте в рейтинге Heritage Foundation – экономических свобод. Это так называемая группа репрессивных или депрессивных экономик, куда также входит Куба, Северная Корея и Венесуэла.

Это не очень хорошее соседство. Более того, экономическая свобода – это тот ключевой элемент, от которого потом зависят все остальные элементы. Например, легкость ведения бизнеса или уровень коррупции.

Я хотел бы привести пример двух соседних стран – Беларусь и Грузия. Грузия по показателю индекс экономической свободы занимает 13 место в мире, легкость ведения бизнеса – 16-е, индекс коррупции – 44 место в мире. Очевидна взаимосвязь между экономической свободой, легкостью ведения бизнеса и уровнем коррупции. Беларусь: не так все хорошо с экономической свободой – 104 место. Легкость ведения бизнеса – 37 место. У нас это 80 место. И индекс коррупции – 79 место. А Украина на 131 месте.

Почему это все важно? Потому что эти индексы – наличие экономической свободы, уменьшение коррупции, бизнес-климат – все это приводит к тому, что страны либо получают, либо не получают прямые иностранные инвестиции.

В 2016 году, если верить нашим государственным органам, Украина получила около полутора миллиардов долларов прямых инвестиций, если убрать инвестиции в банковскую систему, в капитал банков. Это приблизительно 34 доллара на душу населения. В Грузии это 340 долларов на душу населения, это в 10 раз больше. А в Беларуси это 700 долларов – это в 20 раз больше, чем в Украине. Если бы Украина достигла того уровня экономической свободы, того бизнес-климата и того уровня коррупции, который есть сейчас в Грузии или в Беларуси, то прямые иностранные инвестиции, которые мы получали бы в Украине, при уровне инвестиций как в Грузии мы получали бы 14 миллиардов долларов в год валюты.

А если бы у нас был такой уровень прямых иностранных инвестиций на душу, как в Беларуси, мы получали бы 30 миллиардов долларов в год. Понятное дело, что в этой ситуации нам не нужна была бы помощь МВФ. Это было бы больше приходящей валюты, чем вся программа МВФ. Нам не нужна была бы помощь ЕС и помощь США, Украина была бы абсолютно финансово самостоятельной. Более того, это привело бы к развитию экспорта. Потому что прямая иностранная инвестиция – это инвестиция в развитие производства, услуг – это то, что в конечном итоге дает увеличение нашего экспорта. То есть мы могли бы пойти по пути Польши, которая в 90-е годы не использовала помощь МВФ, хотя эта помощь была предоставлена.