Во-первых, с 1 января 2017 года наша страна присоединилась к плану BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Во-вторых, вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, в том числе, направленные на ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием.
Первое действие правительства свидетельствует о намерении бороться с так называемыми практиками «агрессивного» налогового планирования, в частности с размытием налогооблагаемой базы и перемещением прибыли из Украины. Второе — демонстрирует серьезность этих намерений.
Кроме того, еще в прошлом году, в рамках процесса имплементации рекомендаций ОЭСР, был разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно предотвращения размытия налогооблагаемой базы и перемещения прибыли в оффшорные зоны» (Законопроект). Он находится на рассмотрении комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики.
Законопроект соответствует правилам, задекларированным в 3-ем шаге плана BEPS, который предполагает урегулирование правил налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК). Документ также содержит механизм включения нераспределенной прибыли иностранных компаний в состав прибыли (дохода) украинского резидента с дальнейшим ее налогообложением.
Среди экспертов есть скепсис в отношении политической воли в вопросе имплементации плана BEPS и, в частности, законодательства о КИК. Причиной является личная незаинтересованность представителей власти в данном векторе развития налоговой политики в Украине. Однако скепсис – в сторону. Например, в России тоже мало кто представлял такую серьезность и последовательность внедрения правил КИК. В этом контексте оговорка, дескать «Украина — не Россия» -звучит сомнительно. Украинские власти и ранее предпринимали шаги по ужесточению контроля за трансфертным ценообразованием. И вот теперь мы имеем законопроект о КИК.
Что предусматривают нормы законопроекта о КИК? Во-первых, контролирующим лицом признается тот, кто владеет корпоративными правами иностранной компании в размере 50% и более. Или же доля участия в иностранной компании превышает 10%, при условии что доля участия резидентов Украины в данной иностранной компании составляет более 50%.
Во-вторых, для целей законопроекта будет учитываться юрисдикция КИК, равно как и предусматриваются критерии признания оффшорными зонами юрисдикций с льготным налоговым режимом.
Чтобы избежать сложностей, связанных с принятием законопроекта, бизнесу лучше заблаговременно заняться преобразованием связей с собственными иностранными компаниями.
С точки зрения налогового планирования эффективным способом является дистанцирование от активов. Сделать это, можно, например, поставив наверху цепочки компаний траст или частный фонд.
Передача корпоративных прав иностранной компании в доверительную собственность предполагает отчуждение 3-му лицу права владеть, управлять и распоряжаться корпоративными правами строго в интересах заранее определенных лиц, на условиях предусмотренных в соответствующем договоре. Так, траст и частный фонд являются инструментами права доверительной собственности.
Формулировка «контролирующего лица», которая используется в законопроекте, не дает оснований для признания таковым учредителя траста либо частного фонда.
Согласно проекту, контролирующее лицо владеет корпоративными правами КИК прямо или опосредовано. В то время как учредитель траста и / или фонда не владеет данными структурами, в том числе принадлежащими им компаниями, а лишь имеет право на получение доходов от них. При этом, как у траста, так и у фонда отсутствуют акционеры или участники.
В итоге, в обоих случаях достигается ситуация, исключающая возможность признания учредителя контролирующим лицом. Соответственно владение активами посредством траста или частного фонда исключает и возможность включения доходов этих структур в налогооблагаемую базу учредителя или бенефициаров.
Пока не ясно будет ли финальная версия законопроекта лояльной или же на выходе мы получим жесткое регулирование по примеру России. Тем не менее, понятно, что данные изменения требуют адаптации действующих бизнес-структур, основанных на принципе перемещения прибыли в низконалоговые юрисдикции.