«Минфин» выбрал ключевые позиции нового закона и посчитал, сколько времени банкам теперь потребуется на увеличение капитала, объединение и трансформацию в небанковские учреждения.
Зачем это было нужно?
Документ (авторы: Сергей Рыбалка, Руслан Демчак, Михаил Довбенко и Павел Ризаненко) должен был заменить принятое в конце 2014 года «антикризисное» постановление Кабмина №78. Оно утратило силу 1 января 2017 года.
Нормы постановления позволяли банкам быстрее оформлять дополнительные взносы в капитал. В некоторых случаях процесс можно было закончить за 1,5 месяца, вместо обычных 9.
Проблема заключалась и в том, что до 11 июля все украинские финучреждения должны увеличить регулятивный капитал, как минимум, до 200 млн гривен. Те, кто не сделал этого до сих пор, рисковали просто не успеть выполнить требования Нацбанка. В украинских условиях это чревато самыми серьезными последствиями вплоть до отзыва лицензии.
Альтернативой докапитализации для банков могло стать объединение (впервые о таком варианте глава НБУ Валерия Гонтарева заговорила еще в 2015 году) или отказ от банковской лицензии и трансформация в финкомпанию. Новый закон упрощает и все три процедуры.
Документу еще предстоит пройти второе и третье чтения в Раде, что может занять неопределенное время.
Закон действует не бессрочно, а до 1 августа 2020 года. До этого момента минимальный уставный капитал банков должен составлять, по меньшей мере, 400 млн грн.
Объединение
Банки, которые хотят объединиться, подают в НБУ план слияния. Регулятор должен рассмотреть и утвердить/отклонить его в течение 10 рабочих дней. Если один из банков работал на фондовом рынке, то Нацбанк обязан за 7 рабочих дней известить о слиянии Нацкомиссию по ценным бумагам.
У НБУ есть четыре повода отказать банкам в слиянии: проблемы с документами, невыполнение одним из финучреждений нормативов регулятора, непрозрачная структура собственности одного из них, капитал новосозданного банка все равно будет меньше 200 млн грн (капиталы просто суммируются).
Дальше планы по слиянию должны утвердить собрания акционеров. Их созывают набсоветы, само собрание проходит не раньше, чем через 10 дней с дня оглашения. Собрание рассматривает только один вопрос, модификации повестки дня невозможны. Решение считается принятым, если его поддержали две трети акционеров. Отдельное разрешение каждого собственника не требуется – акции автоматически конвертируются в акции нового банка.
Финучреждения еще раз подают пакет документов в НБУ, у которого (как и у НЦКПФР) есть три рабочих дня на окончательное согласование. После этого в дело вступает антимонопольный комитет – свое решение он должен выдать за 10 дней.
Банк-правопреемник освобождается от любых госзборов при переходе в его собственность имущества слившихся финучреждений. Устав нового банка утверждает НБУ за три рабочих дня.
Время: 43 дня
Докапитализация
Принцип решения о докапитализации такой же: не менее 10 дней на собрание акционеров, только один вопрос на повестке дня, предварительная подача документов в НБУ (тот рассматривает их три дня). На то, чтобы составить протокол по решению акционеров у банка есть один день. Единственное – банк должен указать происхождение средств на пополнение капитала. Преимущественное право на покупку акций из допэмиссии остается за его действующими собственниками. Договор о покупке акций заключается за пять дней.
Утверждение со стороны НЦКПФР – три дня. Антимонопольного комитета – 10 дней. Согласование обновленного устава банка НБУ – три дня.
Время: 35 дней
Трансформация
Решение об отказе от банковской лицензии должны принять три четверти акционеров. После этого в течение трех рабочих дней банк подает соответствующий план в НБУ. Тот должен дать согласие за 5 дней. С этого дня у банка есть 180 дней на то, чтобы самостоятельно лишить себя всех атрибутов финучреждения (в том числе, рассчитаться с кредиторами и вкладчиками).
Дальше экс-банк может заниматься любой другой деятельностью, но уже как обычное юрлицо.
Время: 188 дней