Только вот в графике заседаний совета директоров фонда украинского вопроса пока нет.
Ситуация напоминает 2016 год. Тогда согласование документа зависело от строго скрываемых «технических моментов», которые впоследствии оказались национализацией Приватбанка. В этот раз запросы не меньше: пенсионная реформа, земельный мораторий, пересмотр «упрощенного» налогообложения.
По информации источников, за время согласования было три рабочих редакции документа. В ходе переговоров с МВФ украинской стороне удалось частично смягчить наиболее жесткие требования и перенести сроки некоторых реформ.
Что изменилось
Во-первых, переписан раздел, посвященный пенсионной реформе. МВФ настаивал на весьма конкретных ее параметрах: повышении пенсионного возраста до 63 лет, рабочего стажа — до 25 лет. Теперь этот раздел менее резкий, менее конкретный и оставляет больше возможностей для маневров.
По обновленной версии, до конца апреля Украина обязуется принять закон о комплексной пенсионной реформе, которая вступит в силу с января 2018 года.
Она предполагает новый набор вариантов выхода на пенсию с более широким диапазоном пенсионного возраста. У граждан будет большой выбор инструментов, чтобы определиться с моментом выхода на пенсию. Эти инструменты привяжут к общему трудовому стажу и пенсионным выплатам.
В документе говорится, что это будет стимулировать людей выходить на пенсию позже. В долгосрочной перспективе экономия расходов составит не менее 3% ВВП, в том числе за счет увеличения эффективного трудового стажа.
За исключением отдельных видов профессий, украинцы будут получать пенсии, которые будут соотноситься с уплаченными ими суммами ЕСВ.
Для профессий-исключений планируют ввести дополнительные ставки ЕСВ, которые будут накапливаться как на персонифицированных счетах, так и использоваться как промежуточное финансирование. Расширение базы ЕСВ — также в списке обязательств правительства перед кредитором.
Во-вторых, нормы потребления газа (учитываются для расчета субсидий) планируют снизить с нынешних 5,5 куб м на кв м до 5 куб м. Это менее резкое снижение — МВФ настаивал на сокращении до 4,5 куб м.
В-третьих, к концу июня 2017 года Украина обязуется создать единую базу данных таможенной стоимости в ГФС под надзором Министерства финансов. Также должен быть создан потенциал для «обеспечения регулярного обновления и анализа цен на международных рынках».
Этот пункт меморандума рискует стать еще одной линией конфликта между Минфином и ГФС. В 2016 году министр финансов настаивал на передаче функций по администрированию баз данных от ГФС к Минфину.
Депутаты это не поддержали и теперь в Налоговом кодексе и меморандуме с МВФ прописано еще одно обязательство Минфина: провести до конца июня 2017 года аудит баз данных. Пока он не начался.
В-четвертых, вместо отмены упрощенного режима налогообложения планируется «усилить в отношении него требования».
Как отмечают собеседники ЭП в Минфине, речь идет о том, чтобы закрыть недобросовестным компаниям возможности уклоняться от уплаты налогов.
«Отмены упрощенной системы не будет», — уверяет Данылюк.
Трансформация упрощенной системы налогообложения — это требование и текущего меморандума с МВФ, однако власть не решалась его выполнять.
Новые старые маяки
За последний месяц список «маяков» МВФ расширился с семи до девяти.
Появились два новые: о реформе налоговой милиции и пересмотре параметров коммунальных субсидий. Сейчас список выглядит так.
Предложенные новые маяки МВФ | Срок выполнения |
НБУ наймет авторитетную международную компанию для проведения экономического расследования относительно Приватбанка, для того чтобы выяснить имели ли место правонарушения в течении шести месяцев до решения о нацинализации | Конец февраля 2017 |
Парламент примет законопроект о пенсионной реформе | Конец апреля 2017 |
Пересмотр системы субсидий для повышения их адресности; корректировка социальных норм в непиковые месяцы с апреля 2017 года; применение тарифа на распределение газа и отопления на основе мощностей, которая позволит перенести часть стоимости на летние месяцы — это изменения вступят в силу с мая 2017 года; таким образом предельные расходы на субсидии составят 47 млрд грн в 2017 году. | Конец апреля 2017 |
Принятие парламентом закона о создании новой службы, которая будет заниматься расследованием финпреступлений; закрепление полномочий по борьбе с экономическими преступлениями против государства за одним ведомством и устранение дублирования функций. | Конец апреля 2017 |
Принятие парламентом закона об обороте сельхозземель, который позволяют сразу же после этого продажу земли с января 2018 года | Конец мая 2017 |
Парламент примет изменения в законодательство относительно антикоррупционных судов | До конца июня 2017 |
Назначение набсоветом Приватбанка авторитетной международной аудиторской фирмы для аудита стоимости займов связанным с предыдущими собственниками лицам после их реструктуризации для возврата потерь, связанных с этими займами | До конца июня 2017 |
Принятие постановления КМУ о монетизации субсидий на уровне коммунальных предприятий | Конец августа 2017 |
Создание в Минфине централизированной базы данных получателей соцвыплат | Конец сентября 2017 |
К самым спорным «маякам» относятся земельная реформа, реформа налоговой милиции и монетизация субсидий на уровне коммунальных предприятий.
Последний пункт предполагает, что средства на субсидии будут перечисляться не потребителям, которые, в свою очередь, обязаны их потратить на энергоэффективность и оплату услуг ЖКХ, а предприятиям.
В целом же большинство «маяков» сулит политическую турбулентность и межведомственные разногласия. В кулуарах правительства говорят: может повториться ситуация 2016 года, когда из 11 установленных на сентябрь-декабрь задач Киев выполнил только три — самые важные.