Как росли финансовые рынки
Сводные данные по рынку за 2016 год будут готовы только к середине марта. За 9 месяцев 2016 года с рынка было выведено 278 компаний и зарегистрировано почти такое же количество новых. Что касается активов, то в целом по рынку они выросли на 9 млрд грн — до 167 млрд грн. Наибольший рост демонстрировали финансовые компании, предоставляющие услуги по кредитованию населения за счет собственных средств.
Количество факторинговых и лизинговых компаний возросло на 20% — до 642, их активы — более чем на 15%, до 75 млрд грн. Количество кредитных организаций сократилось, при этом их активы выросли на 3 млрд грн.
Небанковский финансовый рынок сегодня дает государству 8,1 млрд грн, вложенных в ОВГЗ, более 1 мдрд грн налогов, более 24 млрд грн предоставленных кредитов, около 4,3 млрд грн выплаченных страховых возмещений, порядка 24 млрд. действующих договоров финансового лизинга.
Потребкредиты
Если взять весь рынок потребительского кредитования Украины, то в 2016 году на небанковский сектор приходилось 20%, в 2015 году- 16%, в 2014 году 11%. Наблюдается постоянный рост. Основная причина в том, что наш рынок — это рынок малого и среднего бизнеса, ориентированный на домохозяйства. Спрос на кредитование в этом сегменте есть, и он все больше компенсируется за счет небанковского сектора.
Страхование
В этом сегменте идет снижение как по количеству компаний, так и по активам. По итогам девяти месяцев прошлого года рынок сократился на 41 страховщика — до 327. Активы снизились почти на 11% — до 55 млрд грн. В то же время качество активов значительно улучшилось, поскольку сокращение произошло в основном за счет вывода «мусорных» ценных бумаг.
В прошлом году мы значительно ужесточили требования к качеству активов и резервов страховщиков, что привело к их перераспределению. Так, на 112% увеличились вложения в ОВГЗ, банковские депозиты, текущие счета выросли на 32%. При этом мы повысили требования к надежности банков, в которых размещаются эти средства.
По итогам девяти месяцев нормативы достаточности капитала не выполняли 29 страховых компаний, по диверсификации активов – 21. Это самые разные компании по величине активов — и крупные, и средние, и малые.
На 2017 год запланирован второй этап повышения требований к качеству активов и резервов страховщиков. Планируем ввести их в действие с 31 декабря 2017 года. Сейчас документ находится на согласовании в министерствах и ведомствах.
Лайф
Особое внимание в прошлом году мы уделяли компаниям по страхованию жизни. Каждые 10 дней они отчитывались перед нами по портфелю, активам, существенным изменениям в активах. Это делается для того, чтобы не повторились случаи, произошедшие с компаниями «Гарант-Лайф» и «ЭККО». Так, по итогам анализа отчетности «Гарант-Лайф» за полугодие нарушения нормативов выявлены не были, а отчетность за 9 месяцев еще не была подана. То есть за три месяца между отчетными датами компания исчезла. В ноябре прошлого года было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц страховщика по факту растраты денежных средств.
Комиссия также анализирует будущие выплаты лайфовых страховщиков, причем до 2022 года. Это делается для того, чтобы понять, не возникнут ли у них проблемы с выплатами в пиковые периоды.
Лайфовый рынок очень концентрированный: здесь шесть компаний контролируют 86% его объема. По остальным компаниям, на которых приходится оставшиеся 14%, есть вопрос, как гарантировать выплаты. Мы знаем этих «героев», они у нас на особом учете. Мы озвучили необходимость создания Фонда гарантирования выплат, наша идея была поддержана. Нам вместе с Фондом гарантирования вкладов дано поручение проработать модели его создания для компаний страхования жизни.
Автогражданка
Что касается рисковых страховщиков, то в прошлом году были увеличены максимальные суммы выплат по ОСАГО до 100 тыс. грн — по материальному возмещению, 200 тыс. грн — по здоровью. Мы стали уделять особое внимание кредиторской задолженности страховых компаний, так как это в основном средства, которые не были выплачены потребителю. Иногда «вытягиваем» задолженность за 2012-й или 2013 гг.
Мы буквально на днях приняли важное, можно сказать, судьбоносное решение – утвердили положение об особенностях заключения электронных договоров ОСАГО. Электронный полис — это новая для нас вещь, такого еще на украинском рынке не было. Этот механизм отработан совместно с Моторным бюро и Национальной Полицией. Что это дает? Первое — это экономия средств связанных с дистрибуцией бланков. Второе — это прозрачность рынка, это — контроль за всеми полисами, это — исключение продажи фальшивых полисов и полисов страховщиков, у которых забрали лицензию. Мы понимаем, что сразу рынок перевести на эту систему нереально, поэтому в течение некоторого времени будут существовать одновременно бумажный и электронный полис, а затем — только электронный.
Что касается желания страховщиков повысить тарифы на ОСАГО, то нужна веская аргументация такого шага. Мы понимаем страховщиков, но мы должны стоять на защите прав потребителей. Нам нужны весомые доводы для принятия соответствующего решения.
Перспектива на год
Количество страховщиков будет сокращаться. Постепенно будет происходить перераспределение рынка, но оно не будет таким резким. Как я уже говорил, ожидается второй этап повышения требований к качеству активов страховщиков.
Будет продолжаться работа вместе с USAID по развитию кредитования кредитными союзами малых сельхозпроизводителей. Мы запустили этот проект в ноябре прошлого года. Подготовлен комплекс мероприятий на текущий год.
Планируется на законодательном уровне внесение изменений в работу факторинговых компаний. То, что у нас сейчас называется «факторингом», больше похоже на коллекторство. Необходимо привести факторинговые компании в соответствие с европейскими нормами.
Будут введены новые регуляторные требования к деятельности ломбардов, в частности повышены требования к их капитализации.
И самое главное: в этом году комиссия будет усиливать работу по защите прав потребителей и нам бы очень в этом помогло принятие Верховной Радой во втором чтении проекта закона №2456-д направленного на совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.