В этом время российские банки активно выводили активы. Отток капитала составлял около $60 млрд в год. Более половины от этой суммы регулятор признал «сомнительными», а 150 банков попали под подозрение в отмывании денег. Через 6 месяцев российский Центробанк закрыл более 50 банков. Спустя еще 3 года регулятор вывел с рынка уже практически 300 банков. Агентство Bloomberg написало, как центробанку удалось это сделать. И ко всем ли одинаково справедлив регулятор. «Минфин» перевел и выбрал главное.
Православный банк
В РФ ни один из крупных частных банков не пользовался таким преимуществом, как Пересвет. Его крупнейший акционер – могущественная Русская православная церковь. В 2015 году, при поиске инвесторов Пересвет утверждал, что поддержка церкви и еще одного владельца Российской торгово-промышленной палаты, дает банку «квазисуверенный» статус. На протяжении более двух десятилетий крупные компании хранили свою наличку в банке, веря в его неприкосновенность.
Тем не менее, прошлой осенью, Центробанку понадобился всего месяц, чтобы закрыть Пересвет – один из 50 крупнейших банков страны. Он стал одной из последних жертв финансовой чистки, инициированной Набиуллиной.
В прошлом году регулятор закрыл практически 100 банков, за последние 3 года – более 300. Это может быть только началом. В стране осталось около 600 работающих банков. По подсчетам, аналитика Fitch Александра Данилова, развивающейся России хватит одной десятой от этого количества.
Fitch предупреждало о проблемах Пересвета: почти десятая часть кредитов была выдана несуществующим компаниям. Примерно в это же время российские СМИ заявили об исчезновении генерального директора банка Александра Швеца. Пересвет попытьался опровергнуть слухи. Но вкладчики начали требовать вернуть свои депозиты, и банк был вынужден временно ограничить их выдачу. Спустя 4 дня банк перешел под контроль государства. По состоянию на конец января, ЦБ все еще пытается определить масштаб финансовых проблем Пересвета.
Большая чистка
Набиуллина не уточнила, сколько банков может быть закрыто во время чистки. Очевидно одно – впереди еще много работы. «У более половины банков дырки в капитале», утверждает аналитик Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Михаил Мамонов. По его подсчетам, банкам не хватает около 3 трлн рублей капитала ($50 млрд), или 3,5% от ВВП России.
В банковских кругах растут опасения, что проблемы системы могут затронуть крупнейшие частные банки, отягощенные проблемными кредитами и дефицитом капитала. Публично Набиуллина, как и остальные представители власти, утверждает, что ситуация не будет усугубляться. ЦБ создал специальную категорию для крупнейших государственных и частных банков, определив ее как «системо значимые». Эти банки подпадают под более жесткие требования, так как любые их проблемы могут навредить всей системе. Но что более всего беспокоит Центробанк – это сколько банков могло скрыть настоящий масштаб своих финансовых проблем. Обычно реальная ситуация проясняется, только тогда, когда банки закрываются, а регулятор вынужден отслеживать их активы. В таких случаях оказывается, что только 40% того, что находится на балансе банков, реально существует, утверждает регулятор.
«В России практически все частные банки имеют бомбы замедленного действия. И не вполне ясно как их спасать», утверждает банкир Александр Лебедев. Из-за этих проблем регулятор сфокусировал свое внимание на укреплении Сбербанка, ВТБ и других крупных банков, на которые приходится более половины активов всей банковской системы.
Сотни более мелких частных банков становятся все более неподъемной ношей. Финансовая помощь неплатежеспособным финучреждениям уже обошлась государству в миллиарды.
Эти банки не подпадают под категорию «слишком больших, чтобы обанкротиться». К ним нужно применять радикальные меры. Но многие из них имеют влиятельных клиентов в бизнес- и политических кругах, силовых структурах, которые давно противостоят усилиям регулятора.
Отправная точка
Еще один пример масштаба проблем – Внешпромбанк, входящий в топ-40 банков по активам. Его клиенты – крупные госкомпании, Российский олимпийский комитет, члены семей топ-чиновников. Регулятор решил закрыть его в январе 2016 года. Даже ветераны Центробанка были шокированы дырами в отчетности банка. К примеру, банк утверждал, что у него есть $50 млн на счетах в Ситибанке. В ходе расследования эта сумма уменьшилась до $10 000. Внешпромбанк просто подделал отчетность, используя копировальный аппарат, если верить показаниям на парламентских слушаниях.
После Внешпромбанка Набиуллина захотела перейти к более решительным мерам. Это требовало поддержки Путина. Как только она ее получила, она изложила банкирам свое видение нового закона на конференции в июне. При этом она даже не обсудила его с правительством. «Проблемы, которые накопили банки, оказались более серьезными, чем мы ожидали», — заявила Набиуллина. По ее словам, вся система надзора нуждается в радикальном пересмотре.
Старая система спасения банков-банкротов, которая предполагала поиски более здоровых банков, которые будут инвестировать в них, не работает.
В то же время Набуиллина утверждает, что регулятор не смог раскрыть достаточно много финансовых преступлений из-за самих банков.
Говоря о российских банкирах, Набиуллина заявила следующее: «Они подделывают цифры, разворовывают активы, убегают из страны и остаются там с деньгами кредиторов и государства, не сталкиваясь с каким-либо наказанием».
Набиуллина начала менять систему. Центральный банк ужесточил надзор над крупными игроками. Прошлой осенью она уволила двоих топ-чиновников, отвечавших за банковский надзор на протяжении десятилетий. Для уменьшения количества проблемных кредитов, регулятор требует от банков создавать резервы под возможные потери. В рамках нового механизма центральный банк теперь становится владельцем и менеджером банка, признанного проблемным.
Учитывая темпы чистки, очевидно, что глава ЦБ получила благословение Путина.
«Набиуллина – человек с характером, но без поддержки главы государства она бы не смогла занять настолько жесткую линию. Президент дал ей карт-бланш», — утверждает банкир Лебедев.
Но полная определенность – редкость в России. Люди, знакомые с ситуацией, утверждают, что в то время как Путин не ставит под сомнение очистку банковской системы публично, он также не позволяет Набиуллиной закрывать банки по на ее усмотрение. Это делает положение Набиуллиной шатким: с одной стороны — президентское доверие. С другой — неизвестно, не станет ли следующий закрытый ею банк слишком «политически горячим».