Владимир Кузьо

Ограничения на наличном валютном рынке – необходимость предъявлять документы при обмене валют, введение лимита на продажу валюты, а также 2%-ного сбора в Пенсионный фонд — надолго переместили ликвидность наличных валютных операций на черный рынок. Четыре года назад население ежемесячно покупало через банковские отделения около $1,6 млрд. (в эквиваленте). После введения административных мер эта сумма снизилась в несколько раз. В 2014 году объем покупки составил $669 млн, в 2015 году — $57 млн, в 2016 году — $62 млн.

В этот период основной объем купли-продажи наличной валюты ушел из банков. Много генеральных лицензий на обмен валют стали получать небанковские финучреждения. Они расширили свою сеть до около 2000 пунктов обмена (в 2015 году).

Рост небанковского валютного рынка подтверждают данные по объему переводов из-за границы. По итогам 9 месяцев 2016 года среднемесячная сумма денежных переводов, выплаченных из касс банков, составила $200 млн. Однако последующая купля-продажа этой валюты фактически не отразилась в официальной статистике.

Банки и небанковские учреждения оказались в неравных условиях: объем операций через банковские отделения был на минимальном уровне, а спреды между покупкой и продажей валюты — в разы шире, чем на небанковском рынке.

Отмена ограничений вернет банкам конкурентные преимущества. Она также позволит уменьшить количество спекулятивных скачков наличного курса и снизить их амплитуду. Объем нелегального валютообменного оборота должен упасть, спреды на покупку-продажу валюты сузятся.

Итак, что мы имеем сегодня? В июне 2016 года НБУ Постановлением 341 разрешил банкам менять в течение дня курсы наличной валюты в отделениях. С 1 января парламент отменил сбор в Пенсионный фонд с обменных операций.

В результате банки фиксируют рост оборотов по валютообменным операциям в сети отделений. Так, в конце декабря в нашем банке обороты были низкими и сбалансированными при спреде 0,5% грн. /$. В начале января (после отмены сбора в ПФ – «Минфин») продажа валюты через банк увеличилась на 85% даже при рыночных спредах, которые расширялись до 1 грн. /$. Во второй половине месяца тренд изменился. Объем покупки наличных у населения вырос вдвое. Однако банк несколько раз в день менял курсы, и это позволяло нам балансировать результат от валютообменных операций вслед за небанковском рынком.

Гибкость при установлении и изменении курсов позволяет не создавать искусственный дефицит валюты в отделениях и конкурировать с небанковскими обменниками. Мы ожидаем, что обороты в банках будут расти, а клиенты снова привыкнут проводить обменные операции через отделения.

Мешает только ограничение НБУ по покупке валюты. За сутки клиент может приобрести в отделении банка валюту на сумму не более 12 000 гривен. Если нужно больше, он отправится на черный рынок.