В 2016 году многие страны качнулись вправо – к лидерам и политическим партиям, служащим интересам отдельных групп и узким идентичностям. Этот тренд – не просто краткосрочное отклонение: разворот к жесткой политике частично вызван продолжающимися экономическими переменами, достигшими точки взрыва.
Бедняки и средний класс наблюдают, как исчезают рабочие места и сокращаются доходы. Они начинают бунтовать против статус-кво, упорно игнорируя тот факт, что поддерживают лидеров, лишь ухудшающих ситуацию.
Главная причина этих проблем лежит не в росте иммиграции и не в международной торговле, как уверяют популисты, а в активном распространении новых технологий. Рабочие места у людей отбирают роботы – или же производство уходит в развивающиеся страны, поэтому мировой ВВП продолжает расти. Однако выгоды от этого роста распределяются неравномерно, а некоторые категории людей вообще теряют всё. Во многих странах неравенство увеличивается на фоне отрицательных темпов роста ВВП. Например, сейчас рост ВВП составляет -3,3% в Бразилии, -10% в Венесуэле, -1,8% в Аргентине и -0,8% в России. В других странах, допустим, в Японии и Италии, экономика растет, но очень слабо.
Номинальный уровень безработицы в США находится на спаде. Но официальная статистика демонстрирует, что среднее благосостояние американских домохозяйств сейчас хуже, чем в 1999 году, хотя совокупный ВВП на душу населения вырос, причем значительно. Это означает, что все выгоды от роста ВВП получили богачи.
За этими трендами стоят две основные силы: технологические инновации и отток доходов от рабочих к тем, кто владеет роботами, отбирающими у людей рабочие места. По сути идет борьба труда с капиталом. В конце концов, сокращается только количество рабочих мест в промышленном секторе, а вовсе не производство.
Теперь, когда новые технологии позволяют создавать новые, масштабные виды экономической деятельности, компании, сделав крупные вложения на начальном этапе, могут производить свои товары с мизерными затратами на производство. Это сделало определенные рынки более олигополистическими – или даже монополистическими. И тренд сохранится.
К тому же, поскольку теперь компании владеют все более подробной информацией о своих покупателях и потребителях, они могут вести политику ценовой дискриминации, с легкостью выжимая из потребителей весь доход. Эти перемены создали новые задачи для регулирования.
Нужны новые, инновационные законы, способные обратить тренды растущего неравенства и монополизации рынков. Такие меры могут включать идеи, которые раньше казались радикальными – к примеру, распределение прибыли корпорации между сотрудниками, а также новые схемы защиты потребителей для предотвращения ценовой дискриминации.
Разумеется, такие законы не должны уничтожать мотивацию предпринимателей производить товары, вводить инновации и расширять свой бизнес. Но защита прибыли не должна быть оправданием рыночного фундаментализма. Если 2016 год и научил нас чему-то, так это к тому, что, полагаясь на «невидимую руку рынка», можно навлечь на себя социальный и политический кризис.