Небольшие национальные рынки – это не уменьшенные копии больших рынков. Есть разница между макроэкономической политикой, которая проводится на больших национальных рынках таких стран как Китай или Бразилия, и макроэкономической политикой в Польше или Украине. Средние и малые страны обречены быть экспортерами произведенной продукции, если хотят иметь современные структуры своих национальных экономик. Ведь внутреннего спроса на технологическую продукцию явно не хватит, чтобы обеспечить его сбыт.
В бедной изолированной от международных рынков стране размеры и структура внутреннего рынка ограничивают производительность экономики. Глобальный же рынок устраняет эти ограничения. Именно в этом и был смысл нашего вступления в зону свободной торговли ЕС — расширить рынки сбыта украинской продукции.
Рагурам Раджан, бывший главный экономист МВФ, в книге «Линия разлома» пишет, что некоторые правительства добивались трансформации экономики, заставляя ее переориентироваться на экспорт. Они и становились застрельщиками «чудес роста» в Сингапуре или Южной Корее.
Мы сейчас вынуждены работать в жестко регламентированном коридоре возможностей, который определен политикой МВФ, от кредитов которого Украина пока что зависима. Эта политика идеологически скована предписаниями экономической доктрины Вашингтонского консенсуса. Поэтому развитие международного экспорта является единственно реалистичным путем выхода украинской экономики из кризиса.
В этом и состоят экономические итоги 2016 года. Несмотря на важные успехи в стабилизации нашей экономики в прошедшем году (прекращение падения объемов производства, обуздание потребительской инфляции и другие), в основном они были направлены на наш внутренний рынок. Это главная причина, на мой взгляд, того, что в экономическом смысле мы не развиваемся так, как нам бы хотелось.
Институциональные изменения носят очень длительный характер, в то время как изменения в экспортной политике могут принести пользу достаточно быстро. Поэтому подписание в конце 2016 года президентом закона, предусматривающего создание в Украине Экспортно-кредитного агентства, является шагом в правильном направлении.
В наступившем году мы должны принять ряд нормативных актов, которые сделали бы производство сложной продукции с высокой добавленной стоимостью в Украине стратегически выгодным для предпринимателей. Правительство и президент страны должны послать сигналы предпринимательскому сообществу о том, что во время прохождения в мире четвертой промышленной революции нет альтернативы наращиванию экспорта высокотехнологической украинской продукции на мировом рынке. Только такая экономическая деятельность может вернуть Украину на позиции, которые в машиностроительном производстве мы занимали еще не так давно. И не только вернуть, но и поднять нашу страну на новые уровни.
Для этого мы должны изучить практику деятельности правительств тех стран, которым удалось достигнуть экстраординарных результатов в международной торговле и производстве конкурентоспособной продукции на рынках. Нам критично необходимо разработать стратегический поэтапный правительственный план перехода украинской экономики к иной структуре, которая обеспечит будущую трансформацию народного хозяйства в сторону производства сложных и очень сложных изделий и современного программного обеспечения для международной торговли ими.
Именно в начале работы по созданию этих производительных секторов современнейшего машиностроения и программного обеспечения в Украине я и вижу основные задачи нашего макроэкономического развития в 2017 году.