Прошлогодние планы

Цель репрофайлинга — снять долговую нагрузку с госбюджета, растянув платежи во времени, а сэкономленные средства направить на более срочные нужды.

Речь идет об огромных суммах. На 29 декабря ОВГЗ в обороте было на 594,4 млрд грн, из которых на 381,9 млрд грн — в портфеле у Нацбанка.

Правительство думает о репрофайлинге не один год. Такую возможность предусматривали законы о госбюджете прошлых лет.

В 2016 году репрофайлинг планировалось провести «в обязательном порядке».

Как следует из документов Минфина, летом обсуждался вариант, чтобы ОВГЗ в портфеле НБУ на 378,7 млрд грн (из общей суммы 549,4 млрд грн на 22 июня 2016 года) конвертировать в новые бумаги.

Речь шла о выпуске нового инструмента в виде амортизационной ОВГЗ с погашением равными полугодовыми платежами на протяжении срока оборота — 30 лет. Фиксированная доходность на протяжении первых трех лет планировалась до 8,3% годовых, а потом — на уровне инфляции.

Если бы это произошло, то во втором полугодии 2016 года бюджет бы сэкономил 10 млрд грн, а потребность в займах уменьшилась бы на 16,5 млрд грн. В 2017 году расходы на обслуживание сократились бы на 13,4 млрд грн, а необходимость в рефинансировании — примерно на 23,7 млрд грн.

Обсуждался и другой вариант: сделать фиксированную ставку. Через три года плановая прогнозная оценка уровня инфляции — 5%. Если сделать купон на этом уровне, можно изрядно сэкономить в ближайшие два года, в которые инфляция планируется выше 5%.

«Все застопорилось из-за отказа НБУ, поскольку не был сформирован наблюдательный совет регулятора, который должен был утвердить это решение», — уточнил собеседник ЭП в Минфине на условиях анонимности.

Перспектива — 2017

Госбюджет на 2017 год, как и предыдущие бюджеты, разрешает Минфину с согласия НБУ осуществить сделку с госдолгом путем обмена ОВГЗ на новые бумаги на условиях, установленных Кабмином.

Но по сравнению с предыдущими годами в 2017 году у репрофайлинга большие шансы на реализацию. Основных причин две. Обе они связаны с бюджетом.

Первая — нужны источники для погашения дефицита бюджета. На последнем этапе бюджетного процесса правительство согласовало с депутатами бюджет таким образом, что его доходы и расходы оказались на 24,7 млрд грн больше по сравнению с тем, что планировалось в сентябре.

Загвоздка в том, что, договариваясь с депутатами о дополнительных расходах, Минфин пытался их компенсировать не совсем подтвержденными доходами. Это стимулирует его искать запасные источники дохода. Репрофайлинг под таковой вполне подходит.

Вторая причина касается Приватбанка. После его национализации глава Минфина Александр Данылюк заявил: "Кабмин выделит средства в необходимом размере, чтобы стабилизировать банк. На параметры бюджета это не повлияет".

Подобные заверения звучат неубедительно.

Бюджет-2016 (решение о первом транше ОВГЗ по Приватбанку принималось в 2016 году) допускает эмиссию бумаг сверх плана, но при условии корректировки предельного размера госдолга. Такой корректировки не было.

Проценты по этим бумагам начисляются и выплачиваются раз в полгода, в связи с чем в первую очередь должны измениться показатели расходов на обслуживание госдолга в 2017 году. Однако показатель по расходам на обслуживание госдолга в 2017 году остался таким же, как планировалось еще в сентябре: 111,3 млрд грн.

Советник президента, первый замминистра финансов в 2014-2015 годах Игорь Уманский подтвердил, что в расходах госбюджета-2017 не учтены средства на обслуживание бумаг, выпущенных на рекапитализацию Приватбанка.

Необходимая на обслуживание сумма будет зависеть от суммы рекапитализации. Минимальный объем эмиссии ОВГЗ сейчас определен на уровне 116,8 млрд грн.

Цена вопроса

Репрофайлинг позволит полностью изменить структуру долговых выплат, пик которых приходится на ближайшие четыре года. В случае проведения долговой операции бюджет получится разгрузить на десятки лет.

Вот предварительный расчет.

«Если Украина добьется инфляции 5% и предварительно сделает ее процентной ставкой по новым бумагам, Минфин, то есть налогоплательщики, в 2020-х годах будет платить по этим бумагам в два-три раза меньше процентных платежей, чем сейчас», — прогнозирует главный экономист «Альфа-банка Украина» Алексей Блинов.

График говорит еще об одной особенности репрофайлинга, более краткосрочной. Пиковые объемы погашений 2017-2020 годов растягиваются на более поздние периоды таким образом, что в 2017 году создается полный вакуум платежей.

По словам Алексея Блинова, если эта долговая операция пройдет, то ситуация с выполнением бюджета-2017 кардинально изменится: Минфин получает дополнительный ресурс в объеме около 80 млрд грн.

Хотя пока все расчеты обсуждаются, и в этих обсуждениях есть переменные, от которых зависит эффект экономии.

«Если мы проводим репрофайлинг, как и планировали, до 1 февраля при дыре в Приватбанке на 148 млрд грн, то предварительный объем сэкономленных средств в 2017 году составит около 32 млрд грн», — полагает Уманский. Часть их можно потратить на Приватбанк, часть — на погашение дефицита, говорит он.

Точная сумма экономии будет зависеть от того, каким окажется окончательное решение по итогам согласования всех параметров долговой операции с МВФ.

По словам собеседников, кредитор не возражает. Фонд традиционно выступает за все, что позволяет стабилизировать госфинансы.