Скрытый госдолг может образоваться по нескольким причинам:

Во-первых, в госбюджете предусмотрено предоставление госгарантий на 31,7 млрд гривен, тогда как в 2016 году — 28,2 млрд гривен.

Во-вторых, в законе о госбюджете-2017 не указан конкретный объем внутренних гособлигаций, которые Минфину позволено выпустить для поддержки Фонда гарантирования вкладов и докапитализации банков. Там есть лишь оговорка, что он может превышать запланированные объемы выпуска госбумаг для финансирования дефицита бюджета.

Согласно планам Кабмина, только на докапитализацию национализированного Приватбанка могут выпустить ОВГЗ на 116,8 млрд гривен. Правда, первый выпуск на 43 млрд гривен, вероятно, состоится еще до конца декабря 2016 года. Но дополнительная капитализация также понадобится Ощадбанку и Укрэксимбанку. И не только по результатам стресс-тестов, но и с учетом новых, более жестких правил оценки кредитных рисков, которые вступают в силу с начала января 2017 года.

В-третьих, следует учитывать негативный опыт 2016 года, когда госбюджет не получил запланированные поступления от приватизации и спецконфискации. Если история повторится в 2017 году, госбюджет рискует недополучить по этим статьям 17 млрд гривен и 11,6 млрд гривен соответственно. Эту «дырку» придется закрывать, возможно, за счет заимствований.

И, наконец, дополнительным фактором роста госдолга в следующем году может стать не только сам по себе выпуск гособлигаций для поддержки ПриватБанка. Если заемщики Привата (прежде всего, структуры, связанные с его экс-собственниками) не будут возвращать кредиты, Нацбанку придется монетизировать ОВГЗ, чтобы рассчитаться с вкладчиками. То есть осуществлять эмиссию, что не может не отразиться на курсе гривны. Девальвация национальной валюты обусловит переоценку в гривневом эксвиваленте валютной составляющей госдолга, около трети которого как раз номинировано в валюте.