Я намерен затронуть тему, которая уже много лет является предметом ожесточенных интеллектуальных дискуссий — поговорить о некоторых важных аспектах монетарной политики, их влиянии на ценовую динамику и экономический рост.
Одним из наиболее ярких знаков несбывшихся надежд и ожиданий, равно как и одной из неоднозначных особенностей подъема экономики, бывает поведение процентных ставок. И этот вопрос активно обсуждается у нас — в плоскости зависимости экономического роста от уровня процентных ставок.
Обычно процентные ставки растут во время экономического подъема. Но интересно углубиться в детали и посмотреть на хронологическую взаимосвязь переломных точек в динамике процентных ставок и экономического цикла. Приведу несколько ярких исторических примеров из практики США...
Пересказ экономической истории
… Возвращаюсь к нашей текущей ситуации. Являясь сторонником неокейнсианских методов воздействия на экономику, я разделяю стремление тех специалистов, которые считают целесообразной трансформацию монетарной политики в направлении содействия экономическому росту.
Понимаю, что нынешний уровень процентных ставок отнюдь не способствует выходу экономической динамики на восходящий тренд. Четко осознаю, что при таком уровне процентных ставок украинским предприятиям крайне сложно конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке с иностранными производителями.
Но нынешнем сложном мире не раз фиксировались случаи, когда опережающие индикаторы превращались в запаздывающие. Не раз следствием обратной связи были последствия, которые невозможно было предсказать. Как и ситуации, при которых результаты экспериментов, которые должны были подтвердить проверяемую гипотезу, неожиданно опровергали ее. Вспомним, как американские ученые Альберт Майкельсон и Генри Морли в 1887 году решили провести эксперимент, призванный раз и навсегда доказать, что светоносный эфир реально существует и служит средой, в которой распространяются свет и прочие электромагнитные волны. Результат эксперимента был ошеломляющим и опровергающим мнение подавляющего большинства ведущих физиков — было доказано, что никакого эфира не существует.
К чему я веду? К тому, что в условиях достижения определенных успехов по обузданию инфляции, которые стали возможны в том числе и благодаря политике инфляционного таргетирования, нам стоит максимально тщательно взвешивать возможные меры в плане задействования факторов, которые могут привести к возврату ценовой динамики в восходящее русло.
Опыт Майкельсона— Морли показал, что «абсолютной системы отсчета» в природе не существует. Думаю, что и абсолютно выигрышных решений в плане методов монетарной политики, которую сейчас стоит применять у нас, тоже не существует. Вопрос в пропорциях последствий будущих решений.