Миссия Международного валютного фонда работала в Киеве с 3 по 17 ноября. Украинские власти надеялись услышать положительное решение о выделении стране очередного транша в рамках четырехлетней программы финансовой помощи на общую сумму $ 17,5 млрд, из которых Украина уже получила $ 7,7 млрд. Но ответом МВФ стало четкое «нет».
Фонд обычно дипломатичен в своих заявлениях, однако на этот раз риторика по окончании миссии звучала непривычно строго.
МВФ не предоставит Украине финансирование в этом году. Хуже того — даже не намекает, когда сможет это сделать.
Заявление МВФ акцентирует внимание на ряде проблем. В первую очередь фонд призывает украинские власти «ускорить реформирование крупного и неэффективного сектора госпредприятий, улучшить бизнес-климат, а также активизировать борьбу с коррупцией для привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики». Тревогу фонда вызывает неудача украинских властей в борьбе с коррупцией на госпредприятиях и рейдерскими захватами.
В цифрах успех выглядит так: рост экономики на 6–8% в год вместо ожидаемых 2–3%
В итоговом документе об этом не говорится, но главное беспокойство заключается и в том, что Украина так и не легализовала продажу сельскохозяйственных земель. Это крупнейший доступный источник экономического роста, которым государство не сумело воспользоваться.
Еще одно требование МВФ: Киев должен подготовить пенсионную реформу, чтобы «сократить большой структурный дефицит Пенсионного фонда, помочь сократить фискальный дефицит, государственный долг и создать возможность для постепенного приведения пенсий к приемлемому уровню». Это важная долгосрочная реформа, и государству пора бы к ней приступить.
И, разумеется, главный повод для опасений — коррупция.
В заявлении МВФ практически не упоминается фискальная и монетарная политика, которой занимаются Министерство финансов и Национальный банк. Объясню: значит, эти институции неплохо справляются. При этом миссия не раз возвращается к сфере управления, особенно коррупции. Догадаетесь сами, почему? Правильно.
Напоследок. Фонд не указывает, когда миссия вернется, но дает понять, что не станет участвовать в игре, если украинские власти не возьмутся за коррупцию всерьез. Стране нужны новые средства от МВФ для выплаты внешних долгов, поэтому последняя миссия свидетельствует о печальном проигрыше официального Киева.
Что нужно сделать прямо сейчас? В первую очередь — реформировать правоохранительную систему, включая прокуратуру, суды, Службу безопасности и Министерство внутренних дел. Разумеется, не ради МВФ или других международных финансовых институций, а ради себя самой. Странам Балтии удалось осуществить подобные трансформации, как и Грузии.
Если Украина сможет установить верховенство права и гарантировать права собственности, страна превратится в экономически успешное государство. В цифрах успех выглядит так: рост экономики на 6–8% в год вместо ожидаемых на сегодня 2–3%, при которых Украина останется одной из беднейших стран Европы.