История

Максимальные объемы потребкредитов в Украине были в 2007 и 2008 гг. В 2008 году доля кредитов сроком от 5 лет составляла 51% от общих объемов, к 2015 году она выросла до 18%.

В 2008 году основная часть кредитования физлиц приходилась на ипотеку и автокредитование, а в 2015 году — на краткосрочные и среднесрочные кредиты на потребительские нужды.

В прошлом году выдача новых потребительских кредитов номинально сократилась в полтора раза, а с учетом инфляции — более чем вдвое. Основной причиной была даже не ставка, которая остается на высоком уровне, свыше 25% с 2012 года, а резкое сокращение доходов населения и общая неуверенность людей в завтрашнем дне.

Финансовые компании

Финкомпании — важные игроки на кредитном рынке. Они более мобильны и не регулируются так жестко, как банки.

Банковские кредиты — для них основной источник фондирования. Привлекая займы от банков под рыночный процент 20%-25%, финансовые компании кредитуют своих клиентов по ставке от 100% и более.В 2015 году кредитование финансовых компаний сократилось более чем в два раза, хотя само кредитование физлиц сократилось лишь в полтора. Это было вызвано выводом с рынка многих банков с украинским капиталом, в том числе и тех, которые активно кредитовали финансовые компании.

В первые девять месяцев 2016 года объем выдачи новых потребительских кредитов вырос на 27%. Темпы роста потребкредитов почти в два раза опережают инфляцию (14,5%) за аналогичный период. Относительно стабильный курс доллара и снижение инфляции увеличили потребительскую уверенность украинцев, а также их готовность делать крупные покупки и соответственно привлекать кредиты. Тем не менее, объемы выданных потребкредитов за девять месяцев 2016 года в два с половиной раза ниже, чем за тот же период 2014 года (с поправкой на инфляцию)

Также за девять месяцев 2016 года банки увеличили кредитование финансовых компаний на 54%. Это может косвенно свидетельствовать и о значительном росте внебанковского потребкредитования.

Несмотря на снижение учетной ставки НБУ средние ставки по потребительским кредитам существенно выросли по сравнению с прошлым годом. Если в 2015 году средняя ставка составляла 27%, то в этом году — превысила уровень 30% (31,2% в сентябре 2016 г). Очевидно, спрос на потребительское кредитование со стороны населения позволяет держать их на высоком уровне.

Долгосрочный драйвер роста

После кризиса 2009 года банки сделали ставку на корпоративный бизнес, но в условиях медленного роста экономики и общей нестабильности компании не заинтересованы привлекать новые кредиты. Тем более, что закредитованность корпоративного сектора достигла рекорда (130% от ВВП) в прошлом году.

За первые девять месяцев 2016 года рост выдачи новых кредитов нефинансовым корпорациям составил только 6%. Это значительно ниже уровня инфляции (14.5%). Слабая динамика в 2016 году подтверждает тот факт, что корпоративный сектор больше не сможет быть драйвером роста для украинских банков.

Ситуация с потребительским кредитованием диаметрально противоположная. Безудержный рост потребительского кредитования в 2006-2008 гг привел к колоссальному росту просрочки. Банки ограничили потребительское кредитование и сфокусировались на корпоративном бизнесе. За это время постепенно проходил процесс делевереджинга, то есть розничные клиенты постепенно погашали задолженность, а новые кредиты не брали или брали в значительно меньшем объеме.

В 2015 году соотношение кредитов физлиц к конечным потребительским расходам домохозяйств фактически вернулось на уровень 2005 года. Тем не менее, ожидать такого же бума, как в 2006-2008 годах не стоит. Тогда на украинский рынок зашли европейские банки, у которых был доступ к дешевым длинным деньгам. Сейчас банки не могут развивать долгосрочные продукты, такие как ипотеку и автокредиты. У них просто нет длинных денег. Размещать депозиты на длительные сроки мало кто хочет, а другие источники долгосрочной ликвидности, такие как облигации, тоже закрыты.Тем не менее, даже по краткосрочным потребительским кредитам есть значительный нереализованный спрос. А это значит, потребительское кредитование следующие несколько лет должно стать драйвером роста для украинских банков.