Как Украине заработать $1,3 млрд

Главное — бюджет

Сбалансированный бюджет — основное требование МВФ.

Каким в итоге окажется проект сметы, пока неизвестно. В неформальных разговорах с ЭП депутаты парламентского комитета по вопросам бюджета отмечают, что недовольны тем, как Минфин «учел» депутатские поправки и голосов на данный момент за проект сметы нет.

С законопроектами, которые входят в «бюджетный пакет» тоже не все понятно. На прошлой неделе парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики не принял решение по законопроектам, решив взять на их доработку еще неделю. Из-за этого бюджетный комитет отложил рассмотрение проекта сметы.

Если какой-либо из пакетных законопроектов не будет принят, или же Минфин в поисках голосов за бюджет передумает повышать акцизы в анонсированных размерах, что не исключено, то баланс нарушится, и бюджет придется пересчитывать.

В МВФ это понимают. Миссия обращает внимание на то, что парламент принял за основу проект сметы, в котором не было учтено повышение зарплат для отдельных категорий украинцев до 3200 грн.

Кабмин принял решение о пересмотре «минималки» уже позже. За ним последовал пересчет бюджета и согласование нового баланса с экспертами фонда.

Опасная «минималка»

МВФ опасается, что повышение «минималки» до 3200 гривень окажется неподъемным грузом для бизнеса как с точки зрения выплаты зарплат, так и налогообложения. В Фонде обеспокоены тем, что это приведет к росту безработицы.

Минфин же уверял кредитора, что проблем не будет. В министерстве допускают, что частичное повышение зарплат таки произойдет, но именно за счет детенизации, а не резкого увеличения расходов.

Также у МВФ возникли вопросы о том, каким может быть влияние «фактора 3200» на макропрогноз, а именно — на показатели ВВП и инфляции.

«В оценках влияния на инфляцию мы исходили из разных соображений. МВФ „набрасывал“ 2%, исходя из того, что весь частный сектор под давлением „фактора 3200“ также повысит зарплаты. Мы же исходили из того, что Фонд оплаты труда увеличится на 5%. По нашим оценкам инфляции вообще никакой не будет», — сообщил ЭП источник в правительстве.

Другие важные проблемы

Пенсионная реформа — «маяк», выполнение которого принципиально важно для МВФ.

Законопроекты, связанные с оптимизацией расходов бюджета на пенсионеров, согласно меморандуму, должны быть приняты до конца декабря этого года.

С каждым годом необходимость пенсионной реформы становится все актуальней, так как она порождает все новые дисбалансы в госфинансах.

Количество пенсионеров уменьшается, расходы на их содержание растут. Так, если в 2006 году ежемесячные расходы на выплату пенсий 13,3 млн пенсионерам составляли 6 млрд грн, то в 2016 — на 12,3 млн пенсионеров требуется уже 21 млрд грн.

Кредитор также настаивал на скорейшем объединении налоговой и таможни в единое юридическое лицо.

По информации издания, МВФ был против передачи баз данных в Минфин поскольку, по мнению экспертов фонда, функции по сбору налогов и их администрированию должны быть сосредоточены в одном ведомстве.

Однако передача баз данных в управление Минфина принципиальна для министра финансов Александра Данилюка. В переговорах с кредитором он представлял это решение как «антикоррупционную меру».

К парламенту есть вопросы

Украина не уложилась с выполнением многих своих обязательств в обозначенные МВФ сроки. Так, много мер, в основном законотворческих, нужно было выполнить в сентябре-октябре.

Они до сих пор на этапе выполнения и четкой ясности, когда документы будут разработаны или приняты, нет.

Во-первых, это разработка законопроекта об усилении способности Фонда гарантирования вкладов физлиц работать с активами и предоставлении юридической защиты сотрудникам ФГВФЛ. Документ проходит окончательные согласование с ведомствами и экспертами МВФ.

Во-вторых, это приведение украинского законодательства в соответствие с принципами Международной организации комиссий по рынкам ценных бумаг (IOSCO).

Соответствующий законопроект №3498 ожидает рассмотрения во втором чтении. «Застрял» в Раде и законопроект о консолидации функций по госрегулированию рынков финуслуг №2413а.

В-третьих, рассмотрение вариантов изменения системы налогообложения в нефтегазовой отрасли с введением единой ставки роялти независимо от глубины скважин и надбавки к налогу на прибыль.

Рабочая группа при Минфине до сих пор изучает этот вопрос.

В-четвертых, сокращение расходов, в том числе путем оптимизации школ, содействие частному финансированию ВУЗов и профтехучилищ, передача полномочий по их финансированию на другие уровни.

В-пятых, пересмотр социальных программ, которые имеют отношение к оплате коммунальных услуг, в том числе и пересмотр формулы расчета субсидий.

В-шестых, принятие закона о ликвидации госпредприятий. Фонд госимущества подал соответствующие законопроекты на рассмотрение Кабмина.

Будет ли транш?

Первым, кто публично заговорил о том, что в этом году транша может не быть, стала глава НБУ Валерия Гонтарева. По ее словам, главная причина задержки — парламент тормозит с принятием необходимых инициатив.

Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если бы Украины выполнила все взятые на себя обязательства, то транш вполне мог бы подоспеть к концу года — время на соблюдение формальностей, связанных с процедурой принятия решения о транше, есть.

Но на практике шансы на его получение в этом году невелики.