Иск к РФ

Если бы я не верил в победу, не ввязывался бы в это. Главным вызовом 2014 года был Крым. Придя сюда, увидев, что происходит в Крыму, осознав возможные последствия, я сразу же начал готовиться к судебной защите интересов банка.

Международный коммерческий трибунал, куда мы обратились… позволил впервые в истории подобного рода инвестиционных споров не делить рассмотрение дела на юрисдикционную фазу и рассмотрение иска по сути. Из всех заявленных требований других компаний к РФ в связи с аннексией Крыма такое решение было принято только по делу Ощадбанка.

Первое заседание прошло. Ждем позицию русских. Если они отказываются от участия в рассмотрении дела, то по графику, который мы для себя видим, в марте 2017 года пройдет слушание по сути.

Подчеркну, это не обычный спор, а спор, формирующий прецедент. Поэтому сложно прогнозировать, да и не стоит этого делать, когда дело идет о Международном трибунале. Мы надеемся, на горизонт 2017-2018 год...

Финрезультаты

В 2015 году Нацбанком по требованию МВФ была проведена полная диагностика работы банка, стресс-тестирование, определены параметры возможной докапитализации. И определен очень амбициозный план восстановления прибыльной деятельности. По состоянию на текущий момент, 9 месяцев, полет нормальный. Банк показал почти 411 млн гривен чистой прибыли. По объему чистого процентного дохода, по приросту комиссионного дохода банк вышел на лидирующие позиции на рынке.

Проблемные кредиты

(Уровень проблемных кредитов в банке — «Минфин») порядка 30%...

Увеличился кредитный портфель, который есть у банка. Он меняет свое качество. Какие-то активы — вследствие девальвации — изменились. Где-то увеличивается кредитная нагрузка. Но ситуация управляема. Если не будет серьезных макроэкономических проблем, если не будет девальвации, то мы не ожидаем никаких сюрпризов. Банк прошел глубокое стресс-тестирование НБУ. Мы провели анализ всех крупных кредитных кейсов в нашем портфеле на предмет того, чего от них можно ждать и как с ними работать.

Конкуренция и обслуживание бюджетников

Я считаю, это (обслуживание госпредприятий — «Минфин») вообще вопрос национальной безопасности. Например, обслуживание так называемых «зарплатных проектов» военнослужащих, сотрудников Службы безопасности, МВД, Нацгвардии. Ведь персональные данные, которыми обладает банк, кредитная и транзакционная история может сказать о человеке значительно больше, чем он сам. По какому адресу живет, что ест-пьет, на что тратит, куда ходит, где находится в данный момент. Управление этими данными — это, в моем понимании, важнейший вопрос нацбезопасности. Страна подверглась военной агрессии…

Поэтому естественно, что госбанки, имеющие допуск к гостайне, работающие на государство, в первую очередь и в исключительном порядке должны обслуживать такие организации. Кроме того, с 2014 года в связи с АТО в стране особый период. Значит, есть определенные требования по функционированию экономики, финансового сектора, в том числе и банковской системы...

Госгарантии по вкладам

В целом, переход банка в систему Фонда гарантирования — логичный, рыночный шаг, но с обязательным соблюдением ряда принципиальных требований. Резких и непродуманных решений в этом вопросе быть не может.

Многие считают, что госгарантия — то же, что и государственный статус банка. В этом есть логика, если говорить концептуально. Но госгарантия как юридический механизм — нечто другое. Что потеряет клиент со сменой госстатуса банка на статус акционерного общества с совместным участием государства (80% акций) и МФО (20%)? С точки зрения надежности банка — ничего. Наоборот, только приобретает.

Технологии

Мы перевели полностью столичный метрополитен на технологию бесконтактной оплаты. Киев стал пятой столицей в мире, где это внедрено. Фуникулер перевели. На ВДНХ паркоматы с бесконтактной оплатой. Совместно с ПФ разработали и уже эмитируем пластиковые платежные карты, совмещенные с цифровым пенсионным удостоверением. Первыми ее получают переселенцы. Разработали систему BankID и передали ее Нацбанку. Теперь при помощи обычной банковской карты гражданин может дистанционно пользоваться админуслугами государства и муниципалитетов.

Мы реализовали проект касс самообслуживания с «Великой кишеней», с McDonald's. Говорите, банк обслуживает госпредприятия? Наши клиенты – Turkish Airlines, McDonald's, «Нова пошта», WOG, ОККО, «Эпицентр», DHL и многие другие ведущие бренды. Более 50% наших ЗП-клиентов – коммерческий сектор.