Результаты исследования в ходе Cashless Ukraine Summit презентовал управляющий директор GfK Украина Александр Федоришин. По заказу платежной системы Visa GfK проанализировала настроения теоретически наиболее лояльного к платежным инновациям населения Украины. Это жители крупных городов (от 100 тыс. человек) от 25 до 50 лет, у которых есть постоянный доступ к интернету.

То есть это, в сущности, люди, которые в теории должны быть драйвером кэшлесс-платежей. Ключевая целевая аудитория платежных систем, которые давно декларируют в качестве своего главного конкурента именно наличные.

И действительно, 90% людей этой категории активно пользуются платежными картами. Но дальше статистика не столь радужна для банков и платежных систем: только в трети случаев (33%) карта оформлялась по инциативе клиента, тогда как все остальное – зарплатные проекты. При этом из всех респондентов 26% держателей платежной карты используют ее исключительно для снятия наличных. Среди менее прогрессивной части населения, которая не вписывается в изначальные критерии исследования, ситуация еще хуже.

«Чаще всего безналичным способом украинцы оплачивают свои покупки на автозаправках, в аптеках, мебельных магазинах. В целом, чем крупнее покупка, тем больше шансов, что она будет оплачена картой или через интернет» — говорит Федоришин.

Продукты питания украинцы, за редким исключением, покупают за наличные деньги. Во многом этому способствует недоверие к самой технологии платежа. Рядовой пользователь не понимает, как происходит этот процесс, что накладывается на общее недоверие населения к украинским банкам. Как результат, люди признают, что безналичные платежи – это удобно, но все же продолжают бояться, называя их «удобным злом».

«Нужны стимулы. – Рассказывает Федоришин. – Наши респонденты отмечают, что важную роль при выборе способа оплаты играет банальное предложение кассира оплатить покупку картой. Не говоря уже о «позитивных» стимулах вроде бонусов и других предложений. Но главное здесь — хотя бы напомнить человеку, что кроме наличных у него есть еще и карта».

Проблема заключается не только в осторожности конечного потребителя, сам бизнес тоже не остается в стороне от противодействия развитию пресловутой cashless economy в Украине. Так, по данным GfK, 31% торговцев в принципе отказывается принимать в качестве оплаты безнал, однозначно готовы работать с безналичной оплатой только 34%. Опять же теоретически. Но вот отказываться от наличных никто не собирается.