Доверие к банкам восстанавливается. Виновники их банкротства скоро окажутся за решеткой. У ПриватБанка есть три года на капитализацию, иначе он будет национализирован. Об этом в интервью Hromadske.ua рассказала глава Национального банка Валерия Гонтарева. «Минфин» выбрал главное.
«Чистка» банковского рынка
Много кто спрашивает, почему с рынка было выведено 82 банка. Государство потратило огромное количество денег на то, чтобы возместить вкладчикам 78 млрд гривен через Фонд гарантирования вкладов. Плюс еще около 50 млрд гривен наш бизнес и население потеряли, поскольку это не были гарантированные суммы. Но о чем я уже говорила неоднократно: не жалейте об этих банках, потому что они не были банками, в них не было денег населения. Эти деньги давно были выведены, разворованы или на балансах банков были «липовые» несуществующие активы… А 20 из этих учреждений были вообще не банки…Это были конторы для отмывания денег, которые мы закрыли.
Доверие к банкам
С начала этого года у нас уже на 12 миллиардов или на 7% выросли депозиты населения… Это очень хороший показатель. Конечно, мы бы хотели, чтобы он был выше, потому что во время войны у нас был катастрофический отток депозитов…Сейчас ситуация стабильней, банковская система растет, это очень хороший сигнал.
Михайловский
Банк Михайловский — это чистой воды мошенничество. Поэтому акционеры и менеджмент этого банка должны находиться за решеткой даже не за доведение его до банкротства, а исключительно за совершение мошеннических операций. Мошенничество, бандитизм…
Практически 11 тысяч вкладчиков оказались не гарантированы Фондом гарантирования вкладов и не могут получить свои деньги. Все потому, что была компания «Финансовое общество «Инвестиционно-расчетный центр»… Ее счета были открыты абсолютно в других банках, даже очень приличных. И на имя этой компании привлекались как раз депозиты, которые не гарантируются Фондом...
Собственник вместе с менеджментом еще и умудрился вывести активы из банка. Понятно, что Национальный банк тут же заблокировал их счета и тут же вывел их с рынка… Мы рады сказать, что господин Дорошенко, глава этого банка, уже находится в тюрьме. Уже месяца два. И мы очень хотим, чтобы там оказался и Полищук (экс-владелец банка — «Минфин»), который не только осуществил, мы уверены, всю эту схему вместе с менеджментом, но еще и задолжал банковской системе 23 миллиарда гривен. Это на сегодняшний день долги в банках, которые не обслуживаются господином Полищуком.
Роль НБУ в скандале
Нацбанк вообще не является регулятором финкомпаний. Их регулятор — Нацкомфинуслуг. Который, к сожалению, не смог все это выявить вовремя.
Разработан законопроект, который уже почти полгода не принимается Верховной Радой. Это законопроект о том, что Нацкомфинуслуг больше не будет существовать. Что весь надзор за страховыми компаниями, кредитными союзами, финансовыми компаниями, которые могут привлекать деньги населения, будет передан Национальному банку. Потому что мы, наверное, более технически подготовлены, чтобы это делать.
…Все, что мы могли сделать — потребовать объединить банк и финансовую компанию в единую группу, так называемую финансовую группу. За группой мы могли бы уже смотреть. Но банк посчитал, что он этого не вынесет, и начал мошеннические действия, за которые Нацбанк его в тот же день вывел с рынка...
Нужно, чтобы за финансовыми компаниями, у которых есть лицензии на привлечение денег населения, был нормальный, настоящий контроль.
Ответственность за банкротство
На сегодняшний день 3214 заявлений подано Фондом гарантирования о совершении уголовных преступлений на общую сумму 256 миллиардов гривен. И 376 заявлений на собственников и руководство неплатежеспособных банков на общую сумму 187 млрд гривен…Мы же не правоохранительные органы, все, что мы можем сделать — задокументировать преступления, которые происходили. И мы это сделали…
ПриватБанк
У нас есть только два пути, если банк не выполняет программу рекапитализации. В нашей системе не может быть больных банков, у которых нет капитала.
Если вы волнуетесь о системе, то все-таки системность банка никогда не позволит Национальному банку отправить его в Фонд гарантирования вкладов. Если он не выполнит программу рекапитализации, то, понятно, что он будет национализирован. Но будем надеяться, что он ее выполнит, потому что у нас на программу рекапитализации дано 3 года. И на сегодняшний день у нас есть этапы, точки замеров, когда мы проверяем адекватность его капитала.
«Брошюра Таруты»
Компания «ИСД» задолжала банковской системе и международным инвесторам более $3 млрд еще до кризиса. И реструктуризация этих долгов началась еще в 2009 году. На сегодняшний день невозвращенных, просроченных долгов «ИСД» более чем на 2,5 млрд гривен только в балансах наших банков. Все это уже в судах, и в судах начинаются активные действия. Но есть и другие, их очень много. Поэтому я думаю, что все это совпало во времени и пространстве.
Более того, мы подали заявление в ГПУ, СБУ и в НАБУ на господина Таруту, потому что неправдивая информация подрывает доверие к главе Нацбанка, подрывает доверие вообще к НБУ как институту.