С 7 по 9 октября в Вашингтоне состоится ежегодная встреча руководителей Международного валютного фонда и Всемирного банка. Вот что по этому поводу говорит глава МВФ Кристин Лагард:

«У нас есть два задания. Первое – это не навредить, что в нашем случае значит противостоять распространению протекционистских настроений. Второе – найти решение, которое поможет возобновить глобальный рост и сделать его полноценным»

70 лет МВФ продвигал идею открытого международного сотрудничества, свободной торговли и коллективного финансирования. И вот в 2016 году, глава Фонда, по сути, признает поражение и главной целью ставит не экономику как таковую, а идеологию. Потому что протекционисты действительно берут верх.

И это не только британцы, проголосовавшие за Брексит. И даже не Дональд Трамп со своими заявлениями, каждый раз обваливающими мексиканский песо. Это весь мир. Евросоюз, недовольный самим собой от Будапешта до Мадрида. Отдельно взятые Германия и Франция, которые будут выбирать национальные парламенты в 2017-м, чего уже не дождутся местные евроскептики. Соединенные Штаты, где даже «демократическая» Хиллари Клинтон сначала поддерживает торговое соглашение тихоокеанских стран, а потом (уже во время президентской гонки) резко критикует его.

Потому что инерции не хватает. Все эти посткризисных 8 лет мир пытался адаптировать принятые до кризиса соглашения о свободной торговле к новым условиям. Но все попытки обернулись провалом. Потому что кризис сделал свое дело, разрушив старую уютную, прибыльную и динамичную мировую экономику нулевых. С реактивным Китаем, стабильной и богатой Европой, колоссальными США и амбициозными Россией и Бразилией.

Но главное, что ничего после этого удара не изменилось. Система сильно пошатнулась, но пошла дальше. Никаких выводов никто не сделал, страны просто залатали дыры, преимущественно попытавшись забросать их деньгами и сделали вид, что та самая уютная экономика никуда не делась. И до сих пор продолжают верить в это. Поэтому сейчас все, что хорошего могут сказать нам эксперты того МВФ или Всемирного Банка – это что рецессия в Россий и Бразилии замедляется. Не более того. 

А тем временем, пока Лагард говорит про экономику открытых дверей как единственный выход, на практике мир нашел простейшую, но столь привлекательную альтернативу – протекционизм. Нестареющая классика.