Реформа банковской системы

Первый этап (чистку банковской системы — «Минфин») мы практически завершили. Сейчас идет перезагрузка. Банки, которые подписали программу рекапитализации, должны выполнить свои обязательства за три года. И первый этап перезагрузки мы уже прошли.

Прежде всего, программа рассчитана на 40 банков, которые представляют 96% банковской системы. Хочу сказать, что из первой двадцатки — четыре банка вообще не требовали рекапитализации. Поэтому они могут начинать кредитовать прямо сейчас. Следующие пять банков уже выполнили свои обязательства полностью. А остальные идут по трехлетнему плану. В принципе в банковском секторе уже созданы условия для реального роста, но не все зависит от Нацбанка.

Кредитование

Необходима перезагрузка судебной и правоохранительных систем, потому что без этого кредиторы не могут вернуть деньги. Ведь вносить дополнительный капитал банкам как раз и пришлось из-за того, что суды позволяли недобросовестным заемщикам не возвращать занятые средства.

Но это только одна сторона медали. Еще одна проблема в том, что сейчас сложно найти крупную компанию в хорошем финансовом состоянии, которой можно выдать кредит. У многих задолженность в десятки раз превышает операционную прибыль. Банки должны реструктуризировать эту задолженность. Мы помогли им разработать трехлетнюю программу рекапитализации. Теперь они должны помочь клиентам, которым они собираются в дальнейшем выдавать деньги.

Валютная либерализация

План валютной либерализации разработан. И его выполнение подразумевает наличие определенных макроэкономических условий. Надо понимать, что разрешив недавно репатриацию дивидендов, мы за июнь-сентябрь создали на рынке дополнительный спрос на покупку валюты в размере около $330 млн. И ожидаем, что до конца года он достигнет $500 млн. Поэтому мы все делаем осторожно. Финансовая стабильность для нас является приоритетом.

Глубокая либерализация пройдет следующим образом. Сначала мы будем стараться полностью снять ограничения с экспортно-импортных операций и прямых иностранных инвестиций. После этого – с потоков долгосрочного капитала и с работы межбанковского валютного рынка. Затем уже – для портфельных инвестиций, и, наконец, на финальном этапе будут отменены все препятствия для любых частных лиц и компаний по инвестированию за рубеж.

Офшоры

В 2010 году в США появился акт о борьбе с оффшорами (FATCA), а ЕС вводит в действие свой порядок (BEPS) с начала следующего года. Мы тоже решили идти этим путем и задумали внедрить у нас в стране 10 из 15 принципов BEPS. Речь идет о раскрытии оффшорной собственности, об обмене информацией между налоговыми органами различных стран. Я уже говорила с вице-президентом Еврокомиссии Валдисом Домбровскисом о технической помощи в этом вопросе. Мы направили в парламент соответствующие законопроекты, но хотим, чтобы их еще оценили европейские специалисты.

Как только эти законопроекты будут приняты, и они реально заработают и у нас будет договоренность о обмене налоговой информацией с большинством стран, мы без проблем разрешим вам открывать счета в любой стране мира и покупать любые активы.

О налоговом регулировании

Валютного регулирования больше не будет, ему на смену придет налоговое регулирование. Мы идем к полной либерализации рынков. Но это потребует как ужесточения ответственности за уклонение от уплаты налогов, так и прозрачного финмониторинга, который позволит отслеживать схемные операции, а также финансирование терроризма, наркоторговли, уход от налогов и коррупцию. Прозрачность — с одной стороны, налоговые обязательства – с другой. При таком подходе валютное регулирование будет ни к чему.

Если мы примем эти акты и эти законы на ближайшей сессии парламента, то мы можем говорить о том, что к имплементации BEPS мы перейдем вместе с Европой. В таком случае первую такую декларацию можно будет подавать в начале следующего года.