Хорошо сказано. Это слова недавно избранного президента одной крупной и густонаселенной страны, где не так давно произошла революция. За ней последовали демократические выборы, девальвация нацвалюты, обвал международных резервов, кредиты МВФ и неисчислимые заявления политиков о немедленной необходимости начать решительные структурные реформы в экономике.
Нового президента страна избрала в 2014 году. Зовут его Абдельфаттах ас-Сиси. А страна называется Египет. Постреволюционный Египет.
Да, параллели с Египтом, успешно свалившим уже двух президентов за пять лет, для нас не самые очевидные. Но и вопрос не в этом. 90-миллионная страна находится на пороге нового взрыва. И в этот раз египтян выведет на улицы скорее не авторитарная манера правления ас-Сиси (чем он недалеко ушел от своих предшественников Хосни Мубарака и Муххамеда Мурси), а экономическая безысходность населения.
Проблема Египта типична для всех «развивающихся» сырьевых стран. Пока цены на продукцию металлургии и энергоресурсы были высокими, страна довольно сносно в плане экономики переживала политические потрясения. Считалась перспективной для международных инвесторов благодаря мощной промышленности и туристической отрасли. И ни авторитарность режима Мубарака (он находился при власти 30 лет и не собирался останавливаться, готовя к президентству своего сына), ни исламистский толк правительства Муххамеда Мурси особо никого на международной арене не волновали.
Украинские туристы летали в Хургаду и Шарм-эль-Шейх даже в разгар каирских столкновений (к вопросу о том, насколько кого-то тревожит гибель сотен людей в чужих странах/городах). Укроборонпром поставлял египетским властям БТРы, а потом несколько раз модернизировал их. И все это вне контекста фамилии президента и его взглядов на жизнь и будущее Египта.
Ценовой кризис все изменил. И теперь экономике Египта нужны те самые пресловутые решительные реформы. Но пока реформаторская риторика упирается преимущественно в получение помощи от МВФ, не более того. Нет реформ — нет денег.
Fitch оценивал ежегодную потребность Египта в финансировании в 10 млрд долларов в год. Пока с Фондом есть договоренность о займе на 12 млрд. Но для этого нужно выполнить программу минимум – девальвировать нацвалюту (египетский фунт) и перейти к плавающему курсу.
С 2012 года курсообразование в Египте происходило по принципу жесткой привязки к доллару. До этого в течение 10 лет курс местного фунта был формально плавающим, но на практике им управлял Центробанк через долларовые интервенции. В нулевых дела у Египта шли хорошо, во всяком случае, все было в рамках канона развивающейся сырьевой экономики: богатое государство — бедное население.
Страна привлекала много внешних заимствований, в структуре держателей гособлигаций 10 млрд $ приходилось на иностранного инвестора, ЗВР удалось нарастить до рекордного уровня – 36 млрд долларов. Ресурс для сдерживания курса, который считается, опять же, каноничным признаком стабильности власти, был. Экспортной и туристической валюты в страну заходило достаточно.
Но несмотря на то, что сейчас ситуация достигла критического уровня – туристов в Шарм-эль-Шейхе на 43% меньше, чем год назад, резервы упали до 15,5 млрд $ (едва покрывают трехмесячный импорт страны), а иностранные инвестиции в бонды Египта в долларовом выражении начинаются с нуля и запятой – правительство президента ас-Сиси продолжает удерживать курс.
Сейчас это примерно 8,9 фунтов/доллар. Но за такие деньги в официальных местах продажи валюту купить невозможно. Даже если ты – крупная международная компания. Логично, что весь спирально накапливающийся спрос на доллары ушел за деньгами на черный рынок. Там доллар продают за 12 египетских фунтов и выше. Но хотя бы продают.
Договариваясь с МВФ, Египет согласился кроме плавающего курса, еще и на то, чтобы сократить госдолг и субсидии в энергетике и ввести налог на добавленную стоимость. Но все это вряд ли можно считать радикальными экономическими реформами. Дефицит бюджета в 21 млрд долларов за три года (и это оценка властей, в реальности скорее всего будет еще больше) одним введением НДС не покроешь.
История успешного в нулевые сырьевого государства Египет в 2016 году сводится к классическому итогу – деньги кончились столь же внезапно, как и появлялись во времена высоких цен на ресурсы. И теперь без кредита МВФ/инфляции/, обесценивания нацвалюты/ужесточения соцстандартов/и прочего — Египет ждет крах. Сначала экономический. В остальном вопрос заключается только в том, насколько современным египтянам есть, что терять. И современными египтянами он не ограничивается.