Фонд гарантирования вкладов ищет способ компенсировать вклады за счет экс-руководства и акционеров лопнувшего банка. Вот схема, о которой «Минфину» рассказал сотрудник Фонда. «Возможно, будет принято политическое решение: компенсировать потери вкладчикам «финок» «Михайловского». Мы предлагаем такую модель. Фонд меняет правовую позицию в отношении вкладчиков финкомпаний «Михайловского», и возвращает им деньги в пределах гарантированных 200 000, — сказал «Минфину» сотрудник Фонда, попросивший не раскрывать его имя. — Уголовное производство относительно акционеров и руководителей «Михайловского» позволяет арестовать, а позже конфисковать контролируемое ими имущество и другие активы. Люди они не бедные, а их действия в банке могут быть квалифицированы, как минимум, как мошенничество”.
Реально ли выбить компенсацию с руководства банка? Да. «Я бы начинал с линейных сотрудников, — рассуждает в разговоре с „Минфином“ управляющий партнер адвокатской компании „Соколовский и партнеры“ Владислав Соколовский. — Вряд ли они подталкивали клиентов подписывать договоры с финансовыми компаниями без указки сверху». Такая схема привлечения депозитов — секрет Полишинеля. «Клиент приносил деньги в банк „Михайловский“, подписывал договор и был свято уверен, что он оформляет депозит в банке. Но на деле это был договор с неким ООО, — говорит управляющий партнер юридической фирмы „Можаев и партнеры“ Михаил Можаев. — »Михайловский« при этом выступал как третье лицо, он просто открывал счет для финкомпании-юрлица, как мог бы это сделать для любой фирмы».
Прокуратура уже открыла уголовное производство против Дорошенко. Об этом в конце июня сообщил народный депутат Павел Ризаненко. До прошлой пятницы новостей не было. Дорошенко задержали. Что дальше?
Законодательство позволяет привлечь к ответственности любых сотрудников банка, причастных к его неплатежеспособности. Если прокуратура откроет уголовные производства относительно рядовых менеджеров банка, то они вполне могут пойти на сделку со следствием и в обмен на условный срок рассказать, кто и как давал поручения. Следующий шаг — производства против руководителей среднего звена, на которых указали бывшие менеджеры отделений. Инструментов влияния у следователей хватает, поэтому показания среднего звена помогут открыть уголовные производства относительно высшего руководства и акционеров. И уже суд может учесть их чистосердечное раскаяние и желание компенсировать потери вкладчиков, сократив срок заключения. «Для этого нужна добрая воля», — говорит Соколовский.
Добрая воля, как уверяет собеседник «Минфина» в Фонде, есть. Он говорит, что вопрос будет рассмотрен на уровне администрации Петра Порошенко с привлечением финансовых регуляторов и правоохранительных органов. “Все прекрасно понимают, что каждый в отдельности обманутый вкладчик не сможет судиться с Дорошенко (глава правления, а на момент ликвидации — акционер банка «Михайловский») или Полищуком (до банкротства банка — главный акционер), но это может сделать государство», — объясняет сотрудник Фонда.
Тем более, если речь пойдет о компенсации потерь государства на выплаты вкладчикам финансовых компаний. В законодательстве механизма компенсации вкладчикам финкомпаний нет. «Фонд не может выплачивать компенсации их вкладчикам, — категоричен Можаев. — Это прямо противоречит закону, и даже если чиновники Фона гарантирования все же объявят о таких выплатах, это можно квалифицировать как нарушение законодательства, вплоть до превышения должностных полномочий».
Об этом же говорит и юрист фирмы «Sayenko Kharenko» Дмитрий Василина. Фонду в любом случае придется вносить изменения в законодательство о системе гарантирования вкладов. «Суть таких изменений трудно представить — компенсация Фондом средств, привлеченных компаниями, которые не входят в систему гарантирования вкладов и не выплачивают регулярные взносы, нарушит базовую логику самой системы», — говорит он.
Но Соколовский отмечает, что Гражданский кодекс позволяет гражданам требовать у государства компенсации потерь, если по вине правохранителей не найдены виновные. То есть, найти способ выплаты вкладчикам можно. И потери бюджета приблизятся к миллиарду гривен. Тогда менеджменту и акционерам «Михайловского» отвертеться будет сложно. «На них спустят всех собак, ведь речь идет не только о немалых деньгах, но и о «чистоте мундира» финансовых регуляторов: у них под носом выстроили огромную финансовую пирамиду!, — возмущается сотрудник Фонда. — И за это кто-то должен будет ответить: либо Дорошенко, либо регуляторы».