Напомним, что тестовый прогон по маршруту порт Ильичевск – ст. Достык, Казахстан уже заставил усомниться в перспективах ТМТМ. Поезд прибыл в пункт назначения с четырехдневным опозданием, на дорогу ушло 15 дней. Состав сформировали всего из 20 стандартных сорокафутовых контейнеров. Транспортировка каждого из них обошлась в $7 927. Получилось, что доставка проиграла транзиту через РФ как по срокам, так и по стоимости. Обратно состав вернулся пустым только в апреле, хотя прибыл на ст. Достык 31 января.
Но толчок развитию направления дали российские санкции и ограничение транзитного движения для украинских товаров, вступившие в силу 1 июля 2016. В частности, производители молочной продукции вынуждены использовать «Шелковый путь» для экспорта товаров в Азию и Китай. Стоимость доставки пока превышает привычный российский транзит на 200 долларов за контейнер. Виной тому – слабая загрузка направления и не до конца поставленная система логистики.
Есть ли выход из ситуации?
Сейчас провайдером услуг по направлению является «Укрзализниця», работающая непосредственно с производителями и крупными оптовиками. Однако эксперты считают, что самый верный путь к развитию ТМТМ с украинской стороны – подключение к проекту крупных частных логистических компаний, таких как ГК «Неолит» и т.д.
За счет собственной клиентской базы, широких возможностей, гибкой системы ценообразования и большого количества партнерских контрактов, они могут увеличить трафик по направлению и снизить стоимость грузоперевозки для конечного клиента, но только если получат адекватные условия сотрудничества от государства.
К тому же, неприятной ситуации с возвратом пустого состава удастся избежать. Частные компании обеспечат постоянную загрузку маршрута в обоих направлениях: как из Европы, Украины в Азию, так и обратно – из Китая, Казахстана в Украину, Европу. Грамотная организация и большие объемы доставок сделают ТМТМ выгодным и востребованным с украинской стороны.
Если верить чиновникам, дело за малым: Украина, Грузия, Азербайджан и Казахстан договорились о снижении стоимости комплексной доставки сорокафутового контейнера от ст. Изов (таможенный переход на границе Украины с Польшей) до ст. Достык на границе с Китаем до $3 980.
Власти КНР также заявили о готовности инвестировать в инфраструктурный проект ТМТМ до $46 млрд. А в Азербайджане уже подсчитали прибыль: даже в нынешнем состоянии «Новый Шелковый путь» способен приносить в казну $600-700 тыс. в год. Украинские эксперты пока не делали прогнозов, но можно предположить, что убыточным проект точно не будет.