Два месяца назад генеральный директор Visa Чарльз Шарф сказал аналитикам, что перед его компанией и PayPal — две двери. Первая — партнерство. Вторая — «конкуренция невиданной силы». Компании выбрали первую.

Первопроходец интернет-платежей PayPal 21 июля заявил, что отказывается от операций напрямую с банковского счета держателей карт Visa. В ответ Visa обязалась не повышать комиссионные и подключить PayPal к своей системе мобильных бесконтактных платежей. Инвесторам это не понравилось.

Капитализация PayPal после объявления упала на 7%. Аналитики ухудшили консенсус-прогноз финансовых результатов компании на 2017 год. PayPal даже отложила телефонную конференцию с аналитиками. Источник WSJ в компании объяснил это тем, что руководство PayPal расстроила реакция рынка на объявление.

Соглашение PayPal с Visa – переломный момент в их отношениях. С 1998 года, когда PayPal была основана, Visa относилась к ней как к противнику. Отношения PayPal и Visa особенно ухудшились в 2005 году. Тогда технологический директор Visa Скотт Томпсон перешел на работу в PayPal. «Теперь же PayPal может договариваться с Visa о комиссионных, чего никогда не было», — сказал аналитик Гил Луриа. «Когда PayPal начинала работать, я считал, что она подрывает бизнес традиционных платежных систем, но теперь становится частью этой экосистемы», – говорит директор по развитию платежного сервиса PEX Нед Элтон.

Обработка платежей без карт приносила PayPal неплохую выручку. PayPal проводит расчеты по сделкам через электронную Automated Clearing House (ACH), у которой фиксированная комиссия – $0,1–0,5 в зависимости от суммы покупки, пишет Bloomberg. Если же покупки привязаны к карточному счету, то комиссия составляет 1% от суммы – если расплачиваться дебетовой картой, и 2% – если платить кредиткой. Генеральный директор PayPal Дэн Шулман еще в апреле говорил, что разница между комиссией ACH и платежных систем сокращается, тогда как риски ACH выше.

Теперь руководство компании уверяет, что такие транзакции не так уж и важны для нее. Комиссионные на операции по дебитным картам снизились. Менеджмент PayPal объясняет соглашение с Visa стремлением дать клиентам выбор. К тому же, у PayPal большие планы на хорошо развитую инфраструктуру мобильных платежей, построенную Visa. «Это изменит характер нашей работы с экосистемой, — объясняет директор PayPal по разработке Уильям Риди. — Соглашение укрепит наш основной бизнес и откроет дорогу к 90% рынка». Он имеет в виду транзакции в ритейле, на которые все еще приходится 90% платежного рынка.

Большую часть своей почти 18-летней истории PayPal, делал все, чтобы обойти требования платежных систем. Компания постоянно пыталась убедить своих клиентов платить с текущих, а не карточных счетов. Такие транзакции помогали ей обходить комиссии Visa и других карточных компаний. И вот сейчас все меняется. Похожее соглашение PayPal может скоро заключить и с MasterCard. По словам ее генерального директора Аджая Банги, с PayPal уже идет «конструктивный диалог». «PayPal работает над тем, чтобы решить некоторые вопросы, которые нас беспокоят», – говорил он на днях. Но по мнению консультанта Javelin Strategy & Research Майкла Мезера, которого цитирует FT, MasterCard должна будет предложить PayPal больше, чем сделала Visa, поскольку у нее меньше клиентов.

По материалам WSJ, «Ведомости»