В деталях особенности влияния курсовых колебаний на потребительские цены очертил ведущий специалист департамента монетарной политики Нацбанка Александр Фарина. «Минфин» прочел его исследование на тему «Нелинейный эффект перенесения обменного курса на цены в Украине» и выбрал самые важные тезисы работы.
Главный коэфициент
Эффект перенесения обменного курса – это процентное изменение цены импортного товара при изменении курса на 1%. На эту тему существуют исследования разных периодов. Александр Фарина получил один из самых низких коэффициентов – 0,40–0,42. Для сравнения в своей работе он привёл 4 других расчетных показателя, которые вычислялись за периоды, оканчивающихся 2004, 2010 и 2012 годами. Исследования Фарины основаны на данных за 2001–2015 годов. К примеру, в период с 1999 по 2004 коэффициент перенесения составил 0,63-0,64.
Как понимать эти цифры? Предположим, существует товар, который стоит 1 доллар. В Украине курс доллара при этом 1 к 1, но вдруг происходит девальвация гривны на 50% и доллар стоит уже 1,50 грн. В 2004 году это привело бы к подорожанию товара на 32%(0,64*50) или на 32 копейки, в 2015-м – на 21% (0,42*50) или на 21 копейку. В масштабах не конкретного товара, но всей экономики показатели 32% и 21% соответственно символизировали бы уровень базового индекса потребительских цен. Аналогичные коэффициенты выведены и для других валют, но их влияние на инфляцию сильно уступает доллару.
Фактор конкуренции
Важно понимать, что на уровень инфляции влияет не только девальвация, но и укрепление гривны. Если с девальвацией все очевидно, она влияет на импорт, то ревальвация приводит к тому, что иностранные экспортеры, которые ввозят товары в Украину, увеличивают наценку на свою продукцию, для того, чтобы сохранить доход в валюте на прежнем уровне. Такой эффект называет асимметричным.
Второй (и главный) фактор – конкуренция. Там, где поставщик товара не испытывает излишней ценовой конкуренции, девальвация нацвалюты будет перенесена на цену практически полностью. Если же на рынке найдутся более дешевые аналоги, импортеру придется считаться с этим и ограничивать повышение цен. Важнейшее значение имеет и привязка контрактов к конкретной валюте. Если речь о валюте производителя (для Украины это наиболее распространенный вариант), то подорожание такого товара будет более очевидным.
В своем анализе автор использовал ежемесячные данные с января 2007 года по апрель 2016-го. Всего в исследовании рассматривалось 258 ценовых индексов. Валютный эффект оценивался отдельно для разных ценовых групп.
Микроэкономический принцип
В основу расчетов Александра Фарины был положен классическая микроэкономическая формула максимизации прибыли производителя. Модель предполагает, что на украинском рынке работает некая иностранная фирма, которая ввозит свой товар и имеет возможность влиять на его цену через торговую наценку. Итоговая формула включает в себя такие показатели как цены в валюте импортера (P), обменный курс (E), граничные затраты импортера в иностранной валюте (C), которые выступают функцией спроса на импортированную продукцию и торговая наценка (м). Выглядит она так:
P=E*µ*C
Из этого Фарина вывел довольно громоздкое логарифмическое уравнение, которое учитывает такие факторы, как цикличность бизнес-активности и периоды девальвации и ревальвации. Для этого в уравнение введена переходная функция, отображающая определенное значение выше/ниже которого колебания курса считаются существенными или незначительными.
Выводы
Главный вывод исследования – укрепление гривны влияет на цены импортных товаров в меньшей степени, чем ее девальвация. Связано это с недостаточно сильной конкуренцией практически на всех потребительских рынках Украины.
Второе – умеренные курсовые колебания на ценовую конъюнктуру почти не влияют. Зато значительный эффект оказывают незначительные, но резкие изменения курса, не говоря уже о сильной девальвации.