Аналитик UniCredit Bank Андрей Приходько в своей колонке для «Минфина» объясняет, в чем особенности украинского экономического дна и что нам нужно сделать, чтобы не остаться на нем навсегда. Ведь достичь дна – это еще полдела, главное – экономика должна начать расти.
В Японии период экономической стагнации и дефляции начался в 90-е и по большому счету продолжается и до сих пор. Экономика не падает, но и не растет на протяжении длительного периода времени. Такой сценарий угрожает и Украине, нам очень важно избежать его. Но проблема в том, что в отличие от Японии, которая перед кризисом достигла удивительных высот экономического развития, Украина, по сути, дрейфует от кризиса к кризису. И говорить сейчас о существенном экономическом росте нам не приходится.
ВВП в первом квартале 2016 года вырос всего лишь на 0,1%. А последние результаты украинской промышленности и розничной торговли в мае 2016 года показывают, что восстановление украинской экономики замедляется. Промышленное производство в апреле 2016-го выросло на 3,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а уже в мае рост промпроизводства составил всего лишь 0,2%. Замедлился и рост розничной торговли – с 2,5% в январе-апреле до 1,8% в январе-мае 2016 года. Да, два самых важных сектора экономики сейчас в плюсе – это, конечно, позитивный фактор. Но на фоне катастрофического обвала в прошлом году, когда промпроизводство и ритейл рухнули на 20-25%, эти цифры не впечатляют вообще.
При этом на данный момент есть все условия для того, чтобы начался рост экономики. Инфляция в мае по сравнению с началом года выросла всего лишь на 5,2%. Последние три месяца курс гривны стабилен и даже имеет тенденцию к укреплению.
Тем не менее, цифры говорят о том, что динамика реального сектора экономики замедляется. Очевидно, что в стране нет внутренних ресурсов для роста экономики даже в таких благоприятных условиях. Покупательская способность, хотя и немного улучшилась по сравнению с первой половиной 2015 года, остается очень слабой. А грядущее повышение тарифов на отопление и горячую воду более чем в два раза, а также существенный рост тарифов на холодную воду и электричество способно подорвать потребительскую уверенность и негативно отразиться на потреблении домохозяйств во второй половине 2016 года.
Компании, которые производят потребительские товары для внутреннего рынка, также сталкиваются с ограниченным спросом. По данным Госстата производство потребительских товаров длительного пользования выросло на 0.3% в январе-мае 2016 года, а производство товаров краткосрочного пользования выросло только на 1,3% за тот же период. Основным драйвером промпроизводства в январе-мае 2016 года стала металлургия, которая нарастила объемы производства на 10.7% за счет низкой сравнительной базы в прошлом году. Но даже при этом объемы выплавки проката в мае 2016 года остаются на 18% ниже, чем в мае 2014 года.
Все больший уклон на сырьевую модель экономики делает Украину зависимой от внешних факторов, которые Украина изменить не может. Это такие факторы, как состояние китайской экономики, главного потребителя сырьевых товаров в мире или же Brexit, который уже спровоцировал обвал финансовых рынков по всему миру. Любой внешний кризис провоцирует резкое падение цен на металлы и зерно, что в свою очередь приводит к сокращению украинского экспорта и поступлению валюты в страну, а значит, растут девальвационные риски и опять снижается внутренний платежеспособный спрос.
Несмотря на выкуп НБУ валюты с рынка, золотовалютные резервы не превышают 13,5 миллиардов долларов США. Это значительно меньше, чем планировалось на конец 2015 года (18,3 млрд долл США). Подготовка к отопительному сезону и начало закупок газа развернет тренд на валютном рынке во второй половине года и вместо профицита валюты будет дефицит, что будет оказывать давление на резервы НБУ. При нормальной ситуации на экспортных рынках сезонный спрос на валюту не сможет существенно раскачать курс. Но если осенью случится очередной обвал цен на сырье, как было в конце 2014 года, текущий уровень ЗВР не представляется достаточно комфортным, для того чтобы валютный рынок мог без потрясений выдержать новый шторм.
Рост доходов бюджета замедляется по мере снижения инфляции, а расходы, связанные с финансированием Пенсионного Фонда и финансирования субсидий, растут в разы. У правительства значительно увеличилась потребность в привлечении финансирования на покрытие кассовых разрывов по сравнению с прошлым годом. В следующем году расходы государства на обслуживание долга должны вырасти в полтора раза. Вместе с тем в 2017-м ожидается восстановление цен на нефть, что увеличит спрос импортеров на валюту. Поэтому для Украины важно сформировать подушку ликвидности уже в конце этого года.
Что еще более важно для страны, так это привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, стимулирование экономического роста и развитие отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью. Да, украинская экономика действительно достигла дна, но очень рискует на этом дне остаться, если в ближайшее время страна не продемонстрирует прогресс в вопросе улучшения инвестиционного климата.