Новый отчет
Отчет о финансовой стабильности и инфляционный отчет — два ключевых публичный документа любого центробанка. НБУ будет публиковать его раз в полгода, в нем будут описываться основные тенденции и риски, которые могли бы угрожать финансовой стабильности в стране.
Что в Украине со стабильностью
Самый тяжелый период кризиса уже прошел. Но финансовая система по-прежнему сильно зависима от внешних рисков. Но они снижаются. В этом году мы ожидаем, что украинская экономика снова начнет расти. Инфляция замедляется. С начала года цены выросли на 5,2%. Международные резервы с начала прошлого года увеличились до 13,5 млрд долларов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с МВФ и стабилизации на валютном рынке.
Ограничения
Мы постепенно либерализируем валютные ограничения. Начали активно ослаблять админмеры, введенные за два минувших года, этой весной, и двигаемся в этом направлении настолько быстро, насколько можем себе позволить в условиях текущей ситуации на внутренних и внешних рынках.
Прирост депозитов
Доверие населения к банкам постепенно восстанавливается. Со второго квартала прошлого года прирост гривневых депозитов составил 31%. С декабря 2015-го объемы валютных вкладов увеличились на 3,5%. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится до конца этого года, а депозитная база банков вырастет за это время приблизительно на 10%.
Стресс-тесты
Мы достигли существенного прогресса в стабилизации экономики. Мы провели самое масштабное в истории работы регулятора исследование 20 крупнейших украинских банков. Мы проверяли качество активов и провели стресс-тестирование на предмет способности банков противостоять внешним потрясениям. В результате 16 банков из 20 нуждаются в докапитализации. В этом году мы проводим обследование следующих 40 банков. После этого мы сможем детально оценить прочность 60 банков, на которые прихордится около 97% активов всего банковского сектора. На этом стресс-тестирования не закончатся. Мы планируем использовать этот метод регулярно.
Задачи
На ближайшие несколько месяцев Нацбанк поставил перед собой ряд задач для повышения финансовой устойчивости украинских финансовых рынков. Во-первых, мы планируем изменить подход к оценке кредитных рисков, чтобы сделать невозможным накопление у банков проблем системного характера. До конца месяца мы согласуем соответствующее положение.
Во-вторых, нам необходимо гармонизировать украинские подходы к надзору за банковским сектором с директивами Базельского комитета и Евросоюза. Это очень сложный и длительный процесс. Специалисты НБУ не должны в будущем выполнять работу риск-менеджеров банка. Их задача — определять правила игры и следить за их выполнением. Банки, которые не генерируют операционную прибыль должны незамедлительно принять меры по реструктуризации бизнеса и сокращению текущих затрат.
В-третьих, нам необходимо проследить за выполнением банками программ докапитализации, разработанных на основании их диагностического обследования. Никакого компромисса здесь быть не может. Из 16 банков первой двадцатки, 5 выполнили трехлетнюю программу докапитализации досрочно. Но 2 банка были выведены с рынка из-за нежелания или неспособности их акционеров выполнить утвержденные планы. В виду этого нам нужно более строго подходить к вопросу кредитования банками связанных лиц. Финансирование бизнеса владельцев банков за счет депозитов населения недопустимо. Я считаю, что эта проблема через несколько лет останется в прошлом.
Законы
В очередной раз хочу озвучить наши пожелания по законодательным изменениям. Так, до сих пор актуальны вопросы по законам о добровольной финансовой реструктуризации, о валютной ипотеке, законы об усилении прав кредиторов. Все это поможет возобновить кредитование в стране.
Реформа госбанков
Еще один важный момент — начало реформы госбанков. Долгое время они оставались неэффективными из-за слабого корпоративного управления, отсутствия внятных бизнес-моделей и кредитования предприятий из сферы бизнес-интересов политических деятелей. За последние 9 лет на их докапитализацию было потрачено 90 млрд гривен. Поэтому в среднесрочной перспективе мы планируем привлечь в госбанки стратегического инвестора. Они должны работать с единственной целью — это максимизация отдачи на привлеченный капитал. В этом плане мы полностью согласны с Министерством финансов. Реализацию этого плана нужно начать как можно быстрее. Но здесь также нужны определенные законодательные изменения, так что без поддержки Верховной Рады нам не обойтись.
Новые принципы
НБУ начал разработку концепции макропруденциального регулирования. Монетарная политика и микропруденциальный надзор — как показывает опыт предыдущих лет, недостаточны, чтобы предотвратить накапливание системных рисков в системе. Макропруденциальная политика предусматривает оценку рисков на уровне как раз всей системы, а не по отдельным ее участникам. Публикация отчета о финансовой стабильности — это только первый шаг к переходу к этому принципу регулирования рынка.