Рынок платежных карт, как часть банковской розницы и финансового рынка в целом, в течение последних двух лет ощутил на себе последствия экономического спада. Начиная с 2014 года, мы наблюдали уменьшение количества банков, карт и транзакций. Банки теряли платежеспособных клиентов по разным причинам – Крым, Донбасс, снижение экономической активности и рост безработицы, торможение программ по выпуску кредитных карт и прочее.
Однако с четвертого квартала 2015 рынок начал достаточно быстро восстанавливаться, а в первом квартале 2016 года показатели снова продемонстрировали рост год к году. Так, основной показатель клиентской активности — количество операций по платежным картам (выпущенным банками-клиентами UPC) - увеличился за год на 8% по сравнению с первым кварталом 2015 года. А отдельно в марте рост составил уже 15%.
Операции с платежными картами
Для наглядности «Минфин» перевел данные НБУ о количестве и суммах операций в относительные показатели
Состояние рынка
Как оценить состояние рынка? Самых важных показателей — два. Во-первых, доля активных карт в общем портфеле выпущенных банками карт (не менее одной транзакции за три месяца). Во-вторых, активность держателей карт в целом. Или среднее количество операций, которые клиент совершает по своей карте в месяц.
Доля активных карт в портфелях банков в 2015 году снизилась до 55,4%, по сравнению с 2014. Но уже в первом квартале выросла до 56,1%.
По сути только чуть более, чем половиной выпущенных банками карт клиенты более или менее активно пользуются, но мы видим, что этот показатель начал расти.
Среднее количество операций на одну активную платежную карту достигло 5 транзакций в месяц. Для сравнения, в 2013 году было 3,8 транзакций.
Количество транзакций растет за счет платежей, покупок и переводов. Перевалив порог 50% в 2014 году, доля оплат картами в интернете и в обычных магазинах от общего числа финансовых транзакций, достигла в первом квартале 2016 года 53,8%. Есть куда расти расти. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы 70-80% операций – это оплата картами, а не снятие наличных в банкоматах.
За год количество безналичных расчетов по картам банков-клиентов UPC увеличилось на 34%.
Количество POS-терминалов выросло за этот период на 13% по сравнению с показателями первого квартала 2015 года. Через POS-терминалы картами банков-клиентов UPC чаще всего рассчитывались в магазинах, включая супермаркеты и магазины одежды, на заправках, а также оплачивали различные услуги. Одна из тенденций последних лет – оборудование POS-терминалов возможностью принимать бесконтактные платежи. Хотя доля операций по бесконтактным картам составляет всего 3%, они быстро растут и уже занимают свое место на рынке.
В первом квартале 2016 года мы увидели 50%-ный рост количества POS-терминалов с функцией бесконтактной оплаты, а количество бесконтактных операций выросло в 2,5 раза.
Электронная коммерция хорошо росла и развивалась в Украине, и даже в период с 2014 по 2015 года мы видели рост количества интернет-магазинов и оплат картами в интернете. В этом году доля операций в интернете от общего числа оплат картами, выпущенными банками-клиентами UPC, достигла 23%. Рост количества сайтов, которые принимают платежи по картам VISA и MasterCard через UPC, составил 27% в год.
В украинском интернете картами банков-клиентов UPC чаще всего оплачивали различные билеты на транспорт, прежде всего, железнодорожные и авиа. Это уже массовый сервис, который успел себя зарекомендовать, все научились им пользоваться – и дальше он будет расти. Билеты в кино, театры на концерты тоже активно приобретают через интернет. Продолжается рост количества платежей картами за мобильную связь, интернет, коммунальные услуги.
Очень быстро растут Р2Р-переводы с карты на карту, в первом квартале 2016 по сравнению с первым кварталом 2015 было на 71% больше операций таких переводов.
Отчасти этот рост связан с ситуацией в стране – люди помогают друг другу, переводят деньги родственникам и знакомым, волонтерским организациям и прочее.
Р2Р-переводы – это удобный сервис, который уже стал частью платежной инфраструктуры и соответствует потребностям пользователей. Эту услугу предоставляют многие банки и сервис-провайдеры, которые предлагают держателям карт любого банка совершить перевод с карты на карту на сайте или через мобильное приложение.
Еще одна тенденция в области электронной коммерции: приобретают массовый характер покупки на иностранных сайтах. По картам банков-клиентов UPC в 2015 году на первое место вышли покупки на сайте AliExpress компании Alibaba, так как это дешево и доставка, как правило, бесплатная. Большие обороты приходятся на авиабилеты. Люди переориентировались на самостоятельную организацию и планирование своего отдыха, поездок и сами оплачивают карточками авиабилеты в интернете и бронируют гостиницы. И украинские банки на этом зарабатывают, минуя турагентства. По объемам международных операций лидируют AliExpress и авиабилеты.
Как и в случае с P2P переводами, в последнее время мы видим появление различных небанковских сервис-провайдеров, которые предлагают держателям карт любого банка зарегистрировать свои карты в их приложении для проведения расчетов. Их нельзя назвать прямыми конкурентами банков, поскольку они чаще всего проникают в новые ниши (например, в сфере быстрого питания или такси). Скорее конкуренция между банками тут развернется за то, чья карта в таком кошельке окажется главной и по какой из них будет совершено большее количество операций.
Борьба за клиента
Основная борьба банков все же ведется за текущие счета клиентов (в первую очередь зарплатные, поскольку туда регулярно приходят деньги) и кредитные карты, поскольку в банковской рознице основной доход банков генерируют именно кредитные карты, а отношения с клиентом определяют в первую очередь наличие текущего (зарплатного) счета. И выиграют те банки, которые предложат самые интересные, гибкие для клиента условия кредита и максимальное удобство использования карт в том числе, через мобильные платформы, а также дополнительные преимущества типа программ лояльности, возврата части покупок и т.д.
Сегодня многие клиенты банков уже привыкли к новым возможностям и технологиям, созданным для их удобства и безопасности. Быстрая аутентификация при оплате в интернете, электронная доставка PIN-кода и возможность быстро его сменить, удобный интернет-банкинг, а также различные возможности мобильного банкинга вплоть до пополнения телефона или оплаты коммунальных услуг с помощью приложения – это то, чего будут ожидать клиенты от своего банка. Кроме того, на западе уже есть крупные банки, которые более не планируют развивать обычный интернет-банкинг на базе компьютера, а полностью сосредоточились на расширении возможностей мобильных устройств. Мир не стоит на месте