Только 13% взрослого населения США (данные Gallup на октябрь 2015 года) используют Wallet’s – мобильные кошельки. «Используют» – значит, что на их смартфоне установлено соответствующее приложение. Самые популярные – Google Wallet (35%), ApplePay (24%) и PayPal (22%). Но активно пользуются ими лишь 24% скачавших. То есть они оплачивают воллетом свои покупки, минимум, раз в 30 дней. Остальные 76% пользуются сервисом гораздо реже. Или вообще просто установили на телефон приложение, но никогда не использовали его.
При этом 91% из тех американцев, у которых нет мобильного кошелька, не собираются устанавливать его в ближайший год. Несмотря на все удобство и прогрессивность сервиса. И мыслят они в том же ключе, что и простые украинцы – речь о банальном недоверии к электронным кошелькам. Им не хватает безопасности (так думает 55% американских пользователей), они совершенно непонятны (для 22%), их принимают далеко не в каждом магазине даже в сверхтехнологичных США. Поэтому американцы не видят преимуществ воллетов по сравнению с обычной платежной картой.
То же касается и украинцев. Примерно также думают и потребители в остальной, более продвинутой, чем мы, Европе. По данным Ovum, 45% из них недовольны уровнем безопасности мобильных кошельков, а 44% говорят, что вряд ли смогут расплатиться ими в большинстве торговых точек.
В то же время в Лондоне, где опцию бесконтактной оплаты проезда во всем общественном транспорте ввели в 2014 году, картой оплачивают около миллиона поездок в день. В Киеве (у нас функцию поддерживают пока только метро и скоростной трамвай) – 14 тысяч поездок. Казалось бы, цифры несопоставимые, и нам есть с кого брать пример. Но нужно учесть, что лондонский транспорт пропускает около 30 млн поездок каждый день. Население города тоже много выше Киева – 8,6 млн человек.
То есть только 3% поездок оплачивается напрямую бесконтактной картой. Остальное — наличными или проездными. Картами лондонцы предпочитают пополнять балансы своих универсальных проездных – Oyster Card, их в обращении сейчас около 9,46 млн.
Для платежных систем вроде Visa и MasterCard более выгодны одиночные оплаты. Так абсолютные суммы выходят куда большими, плюс за каждый «тап» интерчейндж платежной системе отчисляет, как эмитент самой карты, так и банк-эквайер, обслуживающий платежный терминал на турникете метро.
Но ситуация зашла в тупик – практически все, кто имеет возможность платить в лондонском метро картой, уже и так это делают. Варианты для расширения минимальны. В Украине до тупика пока далеко, но уже сейчас понятно, что бесконтактные платежи – это не для массового сегмента украинского потребителя.
Активно пользующийся метро киевлянин (минимум, две поездки в день) теоретически мог бы оплатить проезд картой около 520 раз в год. Для банка это примерно 200 гривен дополнительных расходов на оплату услуг MasterCard и процессинг транзакций. Понятно, что эти затраты банк перенесет на клиента. А это почти 40 копеек на каждой поездке. В таких условиях никакое удобство и прогрессивность технологий не поможет. Лучше уж за старые добрые наличные купить проездной.