Самофинансирование по рекомендациям Фонда должно обеспечиваться за счет внедрения административных сборов за услуги и платы за контроль над деятельностью юридических лиц.
Фонд считает, что из-за возрастающего давления на бюджет Украины НКЦБФР не сможет привлекать средства из него для своих нужд. Потому Нацкомиссия должна искать другие источники дохода.
Эксперты Фонда предлагают две модели самофинансирования.
Согласно первой модели, сборы будут привязаны к обращению ценных бумаг. Сборы будут платить торговцы, фондовые биржи и участники депозитарной системы. В данной модели предлагается ввести или дифференцированные ставки, привязанные к типу финансовых инструментов и месту их обращения, или единую ставку, которая будет независима от типа инструментов и места обращения.
При дифференцированных ставках предлагается взимать 0,031% от суммы операций с гособлигациями, 0,04% с корпоративных облигаций, акций и инвестиционных сертификатов, и 0,03% с дерривативов.
Для внебиржевого рынка предлагается установить ставки на уровне 0,031% от суммы операций с гособлигациями, 0,06% с корпоративных облигаций, акций и инвестиционных сертификатов, 0,031% с дерривативов. Для операций с векселями ставка должна составлять 0,031% от их объема.
В случает с единой ставкой, ее размер Фонд предлагает установить на уровне 0,031% от объема операции.
При этой модели НКЦБФР будет взимать 0,01% от стоимости активов в управлении с негосударственных пенсионных фондов и инвестиционных фондов.
Если Нацкомиссия будет использовать эту модель, за год сборы составят 85,3 млн грн при дифференцированных ставках и 84,5 млн при единой ставке.
При второй модели Фонд предлагает привязать сборы к чистой прибыли участников рынка. Они будут платить 5,5% от прибыли, но не менее 200 минимальных зарплат. Биржи будут платить 3,5% от прибыли, но не менее 200 минимальных зарплат. Торговцев обяжут платить 0,3% от прибыли, но не менее 20 минимальных зарплат.
Депозитарии будут платить сбор в размере 0,0035% номинальной стоимости ценных бумаг на хранении, но не менее 20 минимальных зарплат. Негосударственные пенсионные и публичные инвестиционные фонды будут платить 0,01% чистой стоимости активов, но не менее 20 минимальных зарплат. Венчурные фонды обяжут платить 0,02% чистой стоимости активов. Эмитенты листинговых акций будут платить 0,01% номинальной стоимости ценных бумаг, но не более 400 и не менее 20 минимальных зарплат. С нелистинговых ценных бумаг, кроме государственных, будут взимать сумму равную 20 минимальным зарплатам.
При этой модели НКЦБФР за год сможет заработать 192,7 млн грн.
МВФ настаивает на внедрении второй модели, так как она предполагает более стабильное финансирование и является более справедливой, потому что, все структуры будут нести пропорциональные расходы.
Кроме этого, МВФ рекомендует создать резервный фонд НКЦБФР для защиты от неожиданных колебаний поступлений от рыночных сборов.
Нацкомиссия должна подготовить трехлетний бюджет и внедрить более современную систему контроля над расходами.
Переход к самофинансированию должен проходить поэтапно. Первый этап – это подготовка законодательных изменений. Он должен закончиться в июне 2016 года. Второй этап предполагает перестройку внутренних процессов и систем. Он должен закончиться в 2017 году.